Химия 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся 8 классов составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания,
представленных в Универсальном кодификаторе по химии, а также на основе Примерной программы
воспитания обучающихся при получении основного общего образования и с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением Коллегии
Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
Вклад учебного предмета «Химия» в достижение целей основного общего образования обусловлен
во многом значением химической науки в познании законов природы, в развитии производительных
сил общества и создании новой базы материальной культуры.
Химия как элемент системы естественных наук распространила своё влияние на все области
человеческого существования, задала новое видение мира, стала неотъемлемым компонентом
мировой культуры, необходимым условием жизни общества: знание химии служит основой для
формирования мировоззрения человека, его представлений о материальном единстве мира; важную
роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции
веществ в природе; современная химия направлена на решение глобальных проблем устойчивого
развития человечества — сырьевой, энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем
здравоохранения.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества существенно повысилась роль
химического образования. В плане социализации оно является одним из условий формирования
интеллекта личности и гармоничного её развития.
Современному человеку химические знания необходимы для приобретения общекультурного
уровня, позволяющего уверенно трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной
жизни общества, для осознания важности разумного отношения к своему здоровью и здоровью
других, к окружающей природной среде, для грамотного поведения при использовании различных
материалов и химических веществ в повседневной жизни.
Химическое образование в основной школе является базовым по отношению к системе общего
химического образования. Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие общему
химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и
индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и
развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия».
Изучение предмета: 1) способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования
культуры личности, её общей и функциональной грамотности; 2) вносит вклад в формирование
мышления и творческих способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной
деятельности, экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в повседневной
жизни, так и в профессиональной деятельности; 3) знакомит со спецификой научного мышления,
закладывает основы целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным

этапом в формировании естественно-научной грамотности подростков; 4) способствует
формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям, к природе, к человеку,
вносит свой вклад в экологическое образование школьников.
Названные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания предмета,
который является педагогически адаптированным отражением базовой науки химии на определённом
этапе её развития.
Курс химии основной школы ориентирован на освоение обучающимися основ неорганической
химии и некоторых понятий и сведений об отдельных объектах органической химии.
Структура содержания предмета сформирована на основе системного подхода к его изучению.
Содержание складывается из системы понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий
о химической реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу последовательного
развития знаний на основе теоретических представлений разного уровня: атомно-молекулярного
учения как основы всего естествознания, уровня Периодического закона Д. И. Менделеева как
основного закона химии, учения о строении атома и химической связи, представлений об
электролитической диссоциации веществ в растворах. Теоретические знания рассматриваются на
основе эмпирически полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного
уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и
возможностей практического применения и получения изучаемых веществ.
Такая организация содержания курса способствует представлению химической составляющей
научной картины мира в логике её системной природы. Тем самым обеспечивается возможность
формирования у обучающихся ценностного отношения к научному знанию и методам познания в
науке. Важно также заметить, что освоение содержания курса происходит с привлечением знаний из
ранее изученных курсов: «Окружающий мир», «Биология. 5—7 классы» и «Физика. 7 класс».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
К направлению первостепенной значимости при реализации образовательных функций
предмета«Химия» традиционно относят формирование знаний основ химической науки как области
современного естествознания, практической деятельности человека и как одного из компонентов
мировой культуры. Задача предмета состоит в формировании системы химических знаний —
важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных обобщений
мировоззренческого характера, языка науки, знаний о научных методах изучения веществ и
химических реакций, а также в формировании и развитии умений и способов деятельности,
связанных с планированием, наблюдением и проведением химического эксперимента, соблюдением
правил безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Наряду с этим цели изучения предмета в программе уточнены и скорректированы с учётом новых
приоритетов в системе основного общего образования. Сегодня в образовании особо значимой
признаётся направленность обучения на развитие и саморазвитие личности, формирование её
интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и продолжать своё образование
самостоятельно становится одной из важнейших функций учебных предметов.
В связи с этим при изучении предмета в основной школе доминирующее значение приобрели такие
цели, как:
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию, сотрудничеству,
самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям
жизни;
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной

познавательной деятельности, научным методам познания, формирующим мотивацию и развитие
способностей к химии;
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта разнообразной
деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих
универсальное значение для различных видов деятельности;
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании знаний и
опыта, полученных при изучении химии;
формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности химических
знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в
целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на основе
усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору профиля и направленности
дальнейшего обучения.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества. Физические свойства веществ.
Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Химия в системе наук. Чистые
вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные
вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава
веществ. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля
химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы
веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения,
замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в лаборатории и
приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и описание физических свойств
образцов неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние льда, растирание
сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной
проволоки, взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания
химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария,
разложение гидроксида меди(II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди(II));
изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли; наблюдение и описание
результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения массы; создание моделей
молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Нахождение
кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение
кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот кислорода в
природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические
реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение
озонового слоя.
Водород — элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические
свойства, применение, способы получения. Кислоты и соли.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Расчёты по
химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные
растворы. Растворимость веществ в воде.Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства
воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие
(основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов (международная и
тривиальная). Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура
оснований (международная и тривиальная). Физические и химические свойства оснований.

Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот (международная и тривиальная).
Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение
кислот.
Соли. Номенклатура солей (международная и тривиальная). Физические и химические свойства
солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в воздухе; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с
кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами
оксидов и описание их свойств; получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода
(горение); взаимодействие водорода с оксидом меди(II) (возможно использование видеоматериалов);
наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей растворения веществ
с различной растворимостью; приготовление растворов с определённой массовой долей
растворённого вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно
использование видеоматериалов); определение растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов;
исследование образцов неорганических веществ различных классов; наблюдение изменения окраски
индикаторов в растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором
серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований,
вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по
теме«Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов
(щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют
амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы химических элементов Д.
И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и
группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек
атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика
химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и
неметаллических свойств по группам и периодам. Значение Периодического закона и Периодической
системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный и
гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность
химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и
восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов; взаимодействие
гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих
примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через

использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для
отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез,
классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель,
явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность,
молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо,
водные ресурсы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение химии в 8 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе
обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми
в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития
и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Патриотического воспитания
1) ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимания значения химической науки в жизни современного общества, способности владеть
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
Гражданского воспитания
2) представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности; готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
Ценности научного познания
3) мировоззренческих представлений о веществе и химической реакции, соответствующих
современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной
картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях
человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
4) познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по химии, необходимых для
объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
5) познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
6) интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Формирования культуры здоровья
7) осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
Трудового воспитания
8) интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и

результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии,
осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей; успешной
профессиональной деятельности и развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
Экологического воспитания
9) экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её
существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью
и жизни людей;
10) способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных
с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания
глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов химии; 11)
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и
социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения
общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и др.),
которые используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на основе знаний из
этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают
формирование готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по химии отражают овладение
универсальными познавательными действиями, в том числе:
Базовыми логическими действиями
1) умением использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл
химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими
понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов и явлений; выбирать основания
и критерии для классификации химических веществ и химических реакций; устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения; строить логические рассуждения (индуктивные,
дедуктивные, по аналогии); делать выводы и заключения;
2) умением применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные),
символические (знаковые) модели, используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в
химии модельные представления — химический знак (символ элемента), химическая формула и
уравнение химической реакции — при решении учебно-познавательных задач; с учётом этих
модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых
объектов— химических веществ и химических реакций; выявлять общие закономерности, причинноследственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях; предлагать критерии для
выявления этих закономерностей и противоречий; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев);
Базовыми исследовательскими действиями

3) умением использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
4) приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов:
умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать
обобщения и выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт о
проделанной работе;
Работой с информацией
5) умением выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература химического
содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета); критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
6) умением применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач опре‐
делённого типа; приобретение опыта в области использования информационно-коммуникативных
технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, другими формами графики и их
комбинациями;
7) умением использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности
информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние
окружающей природной среды;
Универсальными коммуникативными действиями
8) умением задавать вопросы (в ходе диалога и/или дискуссии) по существу обсуждаемой темы,
формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
9) приобретение опыта презентации результатов выполнения химического эксперимента
(лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
10) заинтересованность в совместной со сверстниками познавательной и исследовательской
деятельности при решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация совместных действий,
определение критериев по оценке качества выполненной работы и др.);
Универсальными регулятивными действиями
11) умением самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач, самостоятельно составлять или
корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения
новых знаний об изучаемых объектах — веществах и реакциях; оценивать соответствие полученного
результата заявленной цели;
12) умением использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной
примерной рабочей программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и
способы действий, специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и
новых ситуациях.

Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся следующих умений:
1) раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое
вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная
атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля
химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции
соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические
реакции; тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус
атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион,
раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
2) иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять эти понятия
при описании веществ и их превращений;
3) использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических
реакций;
4) определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень окисления
элементов в бинарных соединениях; принадлежность веществ к определённому классу соединений по
формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
5) раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание
периодической зависимости свойств химических элементов от их положения в Периодической
системе; законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения,
закона Авогадро; описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Бгруппа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в таблице
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
6) классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические реакции (по
числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту);
7) характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов,
подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
8) прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
9) вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю
химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; проводить
расчёты по уравнению химической реакции;
10) применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для
изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания —
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
11) следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также
правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных
химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества; планировать и
проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1.1.
1.2.

Химия — важная область
естествознания и практической
деятельности человека
Вещества
и
химически
е реакции

Итого по разделу

Виды деятельности
Дата
изучени
контрол практ я
ьные
ическ
работы ие
работ
ы

5

0

2

15

1

0

Виды,
формы
контроля

Электро
нные
(цифров
ые)
образова
тельные
ресурсы

06.09.202
2
23.09.202
27.09.202
2
2
15.11.202
2

Различать чистые вещества и
смеси; однородные и
неоднородные смеси;
Определять признаки химических
реакций, условия их протекания;

Устный
опрос;

Учебник

Контрольная
работа;

Учебник

29.11.202
2
13.12.202
17.12.202
2
2
29.12.202
13.01.202
2
3
24.01.202
3
27.01.202
3
10.02.202
3

Собирать приборы для получения
кислорода (вытеснением воды и
воздуха);
Характеризовать
(описывать) физические и
химические свойства
Проводить
расчётыего
по
водорода, способы
уравнениям
химических
получения, применение;
реакций: количества, объёма,
массы вещества по
Составлять
известному уравнения
количеству,химических
реакций
с участием
воды;или
объёму, массе
реагентов
продуктов реакции;

Видеоуроки
Устн
ый
опро
Практичес
Оборудова
с;
кая работа; ние и
реактивы.
Письменн Учебник
ый
.Сборник
контроль; задач

Составлять молекулярные
уравнения реакций,
иллюстрирующих химические
свойства и способы
получения веществ изученных
классов/групп, а также
подтверждающих
генетическую взаимосвязь
между ними.;

Контрольн оборудован
ая работа; ие и
Практичес реактивы
кая работа;

20

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
2.1.

Воздух. Кислород. Понятие об
оксидах

5

0

1

2.2.

Водород.
Понятие о кислотах и солях

5

0

1

2.3.

Количественные отношения в
химии

4

0

0

2.4.

Вода. Растворы. Понятие об
основаниях

5

0

1

2.5.

Основные классы
неорганических
соединений

11

1

1

14.02.202
3
04.04.202
3

05.04.2023 Понимать существование
25.04.2023 периодической зависимости
свойств химических
элементов (изменение
радиусов атомов и
электроотрицательности) и
их соединений
видотхимической связи
28.04.2023 Определять
соединении;
в периодической
30.05.2023 вположения
системе и строения атома;

Итого по разделу

30

Раздел 3.
Периодический
закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д. И.
Менделеева.
Строение атомов.
Химическая связь.
Окислительновосстановительны
е реакции
3 Периодический закон и
. Периодическая система
1 химических элементов
. Д. И. Менделеева. Строение атома

7

0

0

3 Химическая связь.
. Окислительно2 восстановительные реакции
.

8

1

0

3

6

Итого по разделу:

15

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

Контрольн Оборудова
ая работа; ние и
Практичес реактивы.
кая работа;

Контрольная Таблица
ПС
работа;

Контрольная Талицы
и схемы
работа;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

1
Предмет химии.Роль
химии в жизни
человека.Методы изучения
химии.

0

0

06.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

2.

Агрегатные состояния
веществ.

1

0

0

08.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

3.

Практическая работа 1
Приёмы безопасной
работы с оборудованием и
веществами. Строение
пламени.

1

0

1

13.09.2022 Практическая
работа;

4.

Физические явленияоснова разделения смесей

1

0

0

15.09.2022 Письменный
контроль;

5.

Практическая работа 2
Очистка загрязнённой
повареннной соли

1

0

1

23.09.2022 Практическая
работа;

6.

Атомно - молекулярное
учение.Химические
элементы

1

0

0

27.09.2022 Письменный
контроль;

7.

Вещества молекулярного
и немолекулярного
строения .Простые и
сложные вещества

1

0

0

30.09.2022 Устный опрос;
Письменный
контроль;

8.

Знаки химических
элементов

1

0

0

04.10.2022 Устный опрос;

9.

Знаки химических
элементов.

1

0

0

07.10.2022 Устный опрос;

10. Химические формулы

1

0

0

11.10.2022 Тестирование;

11. Относительная
молекулярная
масса. Массовая доля
химического элемента в
соединении.

1

0

0

14.10.2022 Письменный
контроль;

12. ВАЛЕНТНОСТЬ
1
АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ
ЭЛЕМЕНТОВ

0

0

18.10.2022 Письменный
контроль;

13. Составление формул по
валентности

1

0

0

21.10.2022 Письменный
контроль;

14. Химические реакции

1

0

0

25.10.2022 Письменный
контроль;

15. Химические уравнения

1

0

0

28.10.2022 Устный опрос;

16. Химические уравнения

1

0

0

11.11.2022 Письменный
контроль;

17. Типыхимических реакций

1

0

0

15.11.2022 Тестирование;

18. Типы химических реакций 1

0

0

18.11.2022 Тестирование;

19. Повтрение и обобщение
раздела

1

0

0

22.11.2022 Тестирование;

20. Контрольная работа 1 по
разделу Первоначальные
химические понятия.

1

1

0

25.11.2022 Контрольная
работа;

21. Воздух и его состав

1

0

0

29.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22. Кислород

1

0

0

02.12.2022 Устный опрос;

23. Практическая работа
3.Получение и собирание
кислорода, изучение его
свойств.

1

0

1

06.12.2022 Практическая
работа;

24. Оксиды.

1

0

0

09.12.2022 Письменный
контроль;

25. Тепловой эффект
1
химических реакций. Экзо и эндотермические
реакции .

0

0

13.12.2022 Письменный
контроль;

26. Водород

1

0

0

17.12.2022 Письменный
контроль;

27. Практическая работа 4
Получение и собирание
водорода

1

0

1

20.12.2022 Практическая
работа;

28. Кислоты , их
классификация

1

0

0

24.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

29. Серная и соляная
кислоты, их свойства и
применение

1

0

0

27.12.2022 Письменный
контроль;

30. Соли их состав и
названия. Растворимость
солей в воде

1

0

0

30.12.2022 Письменный
контроль;

31. Количество вещества

1

0

0

13.01.2023 Письменный
контроль;

32. Молярный объём газов

1

0

0

17.01.2023 Письменный
контроль;

33. Расчёты по химическим
уравнениям

1

0

0

20.01.2023 Письменный
контроль;

34. Расчёты по химическим
уравнениям

1

0

0

24.01.2023 Письменный
контроль;

35. Вода.

1

0

0

27.01.2023 Письменный
контроль;

36. Основания.

1

0

0

31.01.2023 Устный опрос;

37. Растворы. Массовая
доля растворённого
вещества.
38. Решение расчётных задач.

1

0

0

03.02.2023 Письменный
контроль;

1

0

0

07.02.2023 Письменный
контроль;

39. Практическая работа
5.Приготовление раствора
с определённой массовой
долей растворённого
вещества.

1

0

1

10.02.2023 Практическая
работа;

40. Оксиды, их
классификация и
химические свойства.
41. Оксиды, их
классификация и
химические свойства

1

0

0

14.02.2023 Практическая
работа;

1

0

0

17.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

42. Основания, их
классификация и
химические свойства

1

0

0

21.02.2023 Письменный
контроль;

43. Кислоты, их
классификация

1

0

0

24.02.2023 Письменный
контроль;

44. Химические свойства
кислот

1

0

0

28.02.2023 Письменный
контроль;

45. Соли, их классификация
и химические свойства

1

0

0

03.03.2023 Письменный
контроль;
Устный опрос;

46. Соли ,их классификация и
Химические свойства

1

0

0

07.03.2023 Письменный
контроль;

47. Генетическая связь между
классами неорганических
соединений

1

0

0

10.03.2023 Письменный
контроль;

48. Практическая работа 6.
Решение
экспериментальных задач
по теме Основные классы
неорганических
соединений

1

0

1

14.03.2023 Практическая
работа;

49. Повторение и обобщение
раздела

1

0

0

17.03.2023 Письменный
контроль;

50. Контрольная работа 2 по
разделу Важнейшие
представители
неорганических веществ

1

1

0

21.03.2023 Контрольная
работа;

51. Естественные семейства
химических элементов.
Амфотерность.

1

0

0

04.04.2023 Устный опрос;

52. Открытие ПЗ Д И
Менделеева.

1

0

0

07.04.2023 Устный опрос;

53. Строение электронных
оболочек

1

0

0

11.04.2023 Устный опрос;

54. ПСЭМ

1

0

0

14.04.2023 Устный опрос;

55. Характеристика элемента
по положению в ПСХЭ

1

0

0

18.04.2023 Письменный
контроль;

56. Характеристика элемента
по положению в ПСХЭ

1

0

0

21.04.2023 Тестирование;

57. Значение ПЗ и ПСХЭ

1

0

0

25.04.2023 Устный опрос;

58. Ионная химическая связь

1

0

0

28.04.2023 Устный опрос;
Письменный
контроль;

59. Ковалентная химическая
связь

1

0

0

05.05.2023 Устный опрос;

60. Ковалентная неполярная и 1
полярная химическая связь

0

0

12.05.2023 Письменный
контроль;
Устный опрос;

61. Степень окисления

1

0

0

16.05.2023 Устный опрос;

62. Окислительновосстановительные
реакции

1

0

0

19.05.2023 Письменный
контроль;

63. ОВР

1

0

0

23.05.2023 Письменный
контроль;

64. Повторение и обобщение
раздела

1

0

0

26.05.2023 Письменный
контроль;

65. Контрольная работа 3 по
разделу ПЗ и ПСХЭ
,строение
атома. Химическая связь

1

1

0

27.05.2023 Контрольная
работа;

66. Резерв

1

0

0

30.05.2023 Устный опрос;

67. Резерв

1

0

0

25.05.2023 Устный опрос;

68. Резерв

1

0

0

29.05.2023 Устный опрос;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

3

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Химия. 8 класс/Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Химия 8 класс. Учебник Рудзитис Г.Е.
2. Методическое пособие * 8 кл
3. Химия в тестах, задачах и упражнениях Рудзитис Г.Е.
4.Рабочая тетрадь
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
интернет

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ученики, методички ,таблицы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Реактивы и оборудование, интернет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».