ОБЩЕСТВО 8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. С.А. Карданова
сельского поселения Терекское»

РАССМОТРЕНО
на заседании МО гуманитарного
цикла

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Самаров М.О

Хапова А.Ю
Протокол №1
от "30" 082022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
Хамова З.А.

Протокол №1

Приказ №71

от "30" 08 2022 г.

от "30" 082022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5495161)
учебного предмета
«Обществознание»

для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год

Составитель: Наурузова Фарида
Анатольевна учитель истории и
обществознания

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе положений и требований
к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в соответствии с
Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом
Примерной программы воспитания (2020 г.). Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти взаимодействия социальные
нормы.
Изучение курса «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и
обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении курса различных источников социальной информации, включая СМИ и
Интернет, помогает школьникам освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного курса «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
— воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
— развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов,
приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и
законодательстве Российской Федерации;развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации — в подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к личному
самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
— формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний и доступной по содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;овладение
умениями функционально грамотного человека: получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;

— освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
— создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с
различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
— формирование опыта применения полученных знаний и умений для выстраивания отношений
между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в семейнобытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и
средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный года обучения составляет
34 часа. Недельная нагрузка составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек в экономических отношениях
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический
выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство — источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность.
Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука
рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность
производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники
фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные
переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав
потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары
и товары длительного пользования. Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.
Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства.
Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика Российской
Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности.
Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе.
Образование в Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода
вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура
и информационная безопасность. Правила безопасного поведения в Интернете.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам
обучения с учётом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Примерной программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом,
знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права. Представленный в
программе вариант распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое распределение
содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в
основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовнонравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных
решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у
обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в
том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение

учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в
том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции
в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению

особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между
собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и
контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать
идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек в экономических отношениях
— осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных
проявлениях, экономических системах, собственности, механизме рыночного регулирования
экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной

политики на развитие конкуренции;
— характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических
системах; объекты спроса и предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
— приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и
проявления основных функций различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
— классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации)
механизмы государственного регулирования экономики;
— сравнивать различные способы хозяйствования;
— устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
— использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения)
результатов экономической деятельности; для объяснения основных механизмов
государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию
конкуренции, социально-экономической роли и функций предпринимательства, причин и
последствий безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к предпринимательству
и развитию собственного бизнеса;
— решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических
действий, на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с использованием
различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации
и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
— овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в
модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах
и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
— извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о
тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
— анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных источников
(в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
— оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической
рациональности (сложившиеся модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий
на основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных
способов повышения эффективности производства, распределения семейных ресурсов, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик);

— приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего
хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм
сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
— приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план,
заявление, резюме);
— осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
— осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке
и образовании, системе образования в Российской Федерации, о религии, мировых религиях, об
искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
— характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и
нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
— приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования;
влияния образования на социализацию личности; правил информационной безопасности;
— классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
— сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды
искусств;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования
личности, взаимовлияние науки и образования;
— использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
— определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на
обществоведческие знания, факты общественной жизни своё отношение к информационной
культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
— решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной
культуры;
— овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры,
составлять план, преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему)
и преобразовывать предложенные модели в текст;
— осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных
объединениях в Российской Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о видах
мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
— анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную
информацию, представленную в разных формах (описательную, графическую,
аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;

— оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
— использовать полученные знания для публичного представления результатов своей
деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с особенностями аудитории и
регламентом;
— приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей
разных культур, национальных и религиозных ценностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1.

Экономика —
5
основа
жизнедеятельности
человека

0

5

01.09.2022
02.10.2022

;
Экономика — основа жизнедеятельности человека;
Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах:
описывать различные способы хозяйствования и формулировать основания для сравнения;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни, своё отношение к предпринимательству и развитию собственного
бизнеса: формулировать суждения на основе информации, предложенной учителем; выражать своё
отношение к решениям людей в конкретных ситуациях. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Решать познавательные и практические задачи: анализировать реальные социальные ситуации для
осуществления экономических действий на основе рационального выбора в условиях ограниченных
ресурсов; исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов
повышения эффективности производства. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Овладевать смысловым чтением: преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели
(таблица, схема);
Приводить примеры организации эффективного производства на основе жизненных ситуаций:
иллюстрировать действие факторов, влияющих на повышение производительности труда;
Оценивать значение экономически рационального поведения основных участников обмена: анализировать
сложившиеся практики и модели поведения. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Использовать полученные знания для объяснения социально-экономической роли предпринимательства:
описывать и раскрывать на примерах функции предпринимательства;
Вносить коррективы в моделируемую экономическую деятельность на основе изменившихся ситуаций;

;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;

www.infourok.ru

1.2.

Рыночные
отношения в
экономике

0

5

03.10.2022
06.11.2022

;
Осваивать и применять знания о рыночном хозяйстве как одном из способов организации экономической
жизни: формулировать собственное мнение о роли рыночного механизма и необходимости развития
конкуренции для регулирования экономики;
Использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей рынка и конкуренции: высказывать
обоснованные суждения о влиянии конкуренции на функционирование рынка;
Приводить примеры использования способов повышения эффективности производства: иллюстрировать на
основе социальных фактов различные способы повышения его эффективности;
Оценивать поведение людей с точки зрения их экономи- ческой рациональности: анализировать и
оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения производителя;
Приобретать опыт использования знаний для выбора профессий и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере: устанавливать преимущества профессионализма и его взаимосвязь с жизненным
успехом. Извлекать социальную информацию из адаптированных источников и СМИ о тенденциях развития
современной рыночной экономики: выявлять соответствующие факты;
Готовность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Искать и отбирать социальную информацию из различных источников в соответствии с познавательной
задачей, систематизировать, интерпретировать и оценивать достоверность социальной информации, в том
числе о тенденциях развития современной рыночной экономики;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

www.infourok.ru

5

1.3.

Финансовые
отношения в
экономике

5

0

5

07.11.2022
11.12.2022

;
Приводить примеры деятельности и проявления основных функций различных финансовых посредников:
описывать ситуации деятельности финансовых посредников и их функции на основе предложенных
учителем источников;
Оценивать собственные поступки и поступки других участников финансового рынка с точки зрения их
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик): формулировать и представлять краткие выводы о способах
эффективного использования денежных средств. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Анализировать, обобщать, систематизировать, критически оценивать социальную информацию, включая
экономико-статистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом; формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами; выполнять задания к предложенным учителем фрагментам;
Приобретать опыт использования знаний основ финансовой грамотности для реализации защиты прав
потребителя финансовых услуг: выражать собственное отношение к нарушению прав и недобросовестному
поведению участников финансового рынка. Основы функциональной грамотности: финансовая
грамотность;
Осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности, на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания
между людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах;
Выявлять проблемы и выбирать различные подходы (способы) для принятия решений в жизненных и
учебных ситуациях в целях защиты экономических интересов;

Устный
www.infourok.ru
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;
Зачет;
Практическая
работа;
Тестирование;

1.4.

Домашнее
хозяйство

3

0

3

12.12.2022
01.01.2023

Использовать знания для объяснения взаимосвязей экономических явлений: объяснять причины достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности;
Приобретать опыт использования полученных знаний в практической повседневной жизни: анализировать
потребление домашнего хозяйства, структуру семейного бюджета, выполнение гражданских обязанностей
(в том числе по уплате налогов), собственные перспективы в профессиональной сфере в целях осознанного
выбора профессии; сопоставлять свои потребности и возможности. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность;
Оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их экономической
рациональности: давать оценку рациональному распределению семейных ресурсов. Основы
функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы формирования, накопления и
инвестирования сбережений: формулировать и представлять краткие выводы о способах эффективного
использования денежных средств и различных форм сбережений. Основы функциональной грамотности:
финансовая грамотность;
Приобретать опыт составления простейших документов: составлять семейный бюджет, личный финансовый
план, заявление, резюме. Основы функциональной грамотности: финансовая грамотность;
Анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических
интересов;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

www.infourok.ru

1.5.

Экономические
цели и функции
государства

Итого по разделу

2

1

1

09.01.2023
22.01.2023

;
Осваивать и применять знания о роли государства в экономике, об основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной политики Российской Федерации: описывать экономические цели и функции
государства;
Классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы
государственного регулирования экономики: составлять классификационную таблицу;
Устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в
государстве: описывать социальные ситуации и факты. Использовать знания для объяснения основных
механизмов государственного регулирования экономики, в том числе государственной политики по
развитию конкуренции: высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической
политики государства и её влиянии на экономическую жизнь общества;
Выявлять причинно-следственные связи при изучении экономических явлений и процессов;

Практическая www.infourok.ru
работа;
Тестирование;
Диктант;

1

23.01.2023
29.01.2023

Осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни: различать в предлагаемых
ситуациях формы культуры, выявлять их описания в тексте, составлять опорные схемы и планы;
Классифицировать по разным признакам формы и виды культуры: сопоставлять определённые примеры с
указанными формами (видами) культуры, составлять собственные модельные примеры различных видов
культуры;
Сравнивать формы культуры: различать признаки разных форм культуры в предлагаемых ситуациях и
примерах;
Устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности: описывать
взаимовлияние различных форм культуры, современной молодёжной культуры и личностного развития
личности;
Овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры: составлять план,
преобразовывать текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
Приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур,
национальных и религиозных ценностей: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи в процессе совместной работы. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Содействовать формированию внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
Способствовать осознанию ценности самостоятельности и инициативы;
Самостоятельно выбирать способ решения учебной за- дачи в процессе работы с кейсами (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев);

;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1.

Культура, её
многообразие и
формы

1

0

www.infourok.ru

2.2.

Наука и
образование в
Российской
Федерации

4

0

4

30.01.2023
26.02.2023

Осваивать и применять знания о науке и образовании, о системе образования в Российской Федерации:
отбирать с заданных позиций приведённые в тексте описания;
Сравнивать естественные и социально-гуманитарные науки: находить их сходства и различия в
предлагаемых примерах;
Решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры:
анализировать жизненные ситуации и принимать решения относительно осуществления конкретных
действий в области науки, образования, самообразования. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции;
Осуществлять поиск информации об ответственности со- временных учёных в разных источниках:
сопоставлять и Осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных в разных
источниках: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную);
Приводить примеры политики Российского государства в сфере культуры и образования: отбирать
соответствующие ситуации из учебных текстов и СМИ;
Использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования: выполнять
индивидуальные и групповые проекты;
Формировать мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности (получению образования);
Выявлять причинно-следственные связи, доказывая значение образования в условиях усложнения
технологий в современном обществе;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

www.infourok.ru

2.3.

Роль религии в
жизни общества

2

0

2

27.02.2023
12.03.2023

;
Осваивать и применять знания о религии, мировых религиях: различать в предлагаемых ситуациях мировые
религии, особенности религии как социального института;
Сравнивать мировые и национальные религии: составлять сравнительную таблицу;
Осуществлять поиск информации о религиозных объединениях в Российской Федерации в разных
источниках информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную);
Оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества: выражать свою
точку зрения, участвовать в дискуссии. Основы функциональной грамотности: глобальные компетенции;
Овладевать навыками работы с информацией: воспринимать и создавать информационные тексты в
различных форматах, в том числе цифровых;

;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;

www.infourok.ru

2.4.

Роль искусства в
жизни человека

2

0

2

13.03.2023
16.04.2023

Осваивать и применять знания об искусстве и его видах: различать в предлагаемых ситуациях объекты,
относящиеся к разным видам искусства;
Характеризовать искусство: отбирать в тексте значимые признаки для его характеристики;
Сравнивать виды искусств: составлять сравнительные таблицы;
Осуществлять поиск информации о роли искусства в жизни человека и общества в разных источниках
информации: сопоставлять и обобщать информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудио- визуальную);
Формировать готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности в определении своего
отношения к искусству как форме общественного сознания;
Овладевать навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых;

Практическая www.infourok.ru
работа;
Тестирование;

2.5.

Роль информации
в современном
мире

Итого по разделу

1

0

1

17.04.2023
23.04.2023

Осваивать и применять знания об информации как важном ресурсе современного общества: различать в
предлагаемых ситуациях объекты, относящиеся к разным видам информации;
Характеризовать информационную культуру и информационную безопасность: отбирать в тексте признаки
информационной культуры, особенности информационной безопасности;
Приводить конкретные примеры правил информационной безопасности: моделировать ситуации,
отражающие их действие и значение;
Определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие
знания факты общественной жизни, своё отношение к информационной культуре и информационной
безопасности, пра- вилам безопасного поведения в Интернете: формулировать суждения на основе
информации, предложенной учителем; выражать своё отношение к поступкам людей в конкретных
ситуациях;
Осуществлять поиск информации о видах мошенничества в Интернете: составлять алгоритм безопасного
поведения в Интернете, сопоставляя и обобщая информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную);
Использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере
духовной культуры: выступать с сообщениями в соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
Содействовать формированию готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
Овладевать навыками работы с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

1

3

24.04.2023
27.05.2023

;
Защита проектов;

Практическая
работа;

2

32

10

Раздел 3. Итоговое повторение
3.1.

Защита проектов

4

Итого по разделу

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

www.infourok.ru

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы

Дата
Виды, формы
изучения контроля

1.

Быть личностью.

1

0

1

08.09.2022 Устный опрос;

2.

Общество ка форма
жизнедеятельности
людей.

1

0

1

15.09.2022 Письменный
контроль;

3.

Развитие общества.

1

0

1

22.09.2022 Тестирование;

4.

Сфера духовной
культуры.

1

0

1

29.09.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

5.

Мораль.

1

0

1

06.10.2022 Устный опрос;

6.

Долг и совесть.

1

0

1

13.10.2022 Письменный
контроль;

7.

Моральный выбор это
ответственность.

1

0

1

20.10.2022 Практическая
работа;

8.

Образование.

1

0

1

27.10.2022 Тестирование;

9.

Наука в современном
обществе.

1

0

1

10.11.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

10. Религия как одна из
форм культуры.

1

0

1

17.11.2022 Устный опрос;

11. ПОУ

1

1

0

24.11.2022 Письменный
контроль;

12. Экономика и ее роль в
жизни общества.

1

0

1

01.12.2022 Практическая
работа;

13. Главные вопросы
экономики.

1

0

1

08.12.2022 Тестирование;

14. Собственность.

1

0

1

15.12.2022 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

15. Рыночная экономика.

1

0

1

22.12.2022 Устный опрос;

16. Производство - основа
экономики.

1

0

1

29.12.2022 Тестирование;

17. Предпринимательская
деятельность.

1

0

1

12.01.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

18. ПОУ

1

0

1

19.01.2023 Устный опрос;

19. Роль государства в
экономике.

1

0

1

26.01.2023 Письменный
контроль;

20. Распределение доходов.

1

0

1

02.02.2023 Тестирование;

21. Потребление.

1

0

1

09.02.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

22. Инфляция и семейная
экономика.

1

0

1

16.02.2023 Устный опрос;

23. Безработица, ее причины 1
и последствия.

0

1

23.02.2023 Письменный
контроль;

24. Мировое хозяйство и
1
международная торговля.

0

1

02.03.2023 Практическая
работа;

25. Карманные деньги.

1

0

1

09.03.2023 Тестирование;

26. Бюджет моей семьи.

1

0

1

16.03.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

27. Бюджет государства и
семьи.

1

0

1

23.03.2023 Устный опрос;

28. Государственный
бюджет.

1

0

1

06.04.2023 Письменный
контроль;

29. Банковская система.

1

0

1

13.04.2023 Практическая
работа;

30. Пенсионные программы. 1

0

1

20.04.2023 Тестирование;

31. Социальная структура
общества.

1

0

1

27.04.2023 Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

32. Социальные статусы и
роли .

1

0

1

04.05.2023 Устный опрос;

33. Нации и
межациональные
отношения.

1

0

1

11.05.2023 Письменный
контроль;

34. ПОУ

1

1

0

18.05.2023 Тестирование;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

32

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. и другие. Обществознание. 8 кл. Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочное планирование по курсу общетвознания в 8 классе.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.infourok.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочник, таблицы, схемы.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».