МУЗЫКА 4 КЛАСС

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики

Администрация Терского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа
им. С.А.Карданова сельского поселения Терекское"
РАССМОТРЕНО
на заседании МС

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

______________Самаров М.О.

______________.Самаров М.О.

______________Хамова З.А.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №71

от "30" августа2022 г.

от "30" августа 2022 г.

от "30" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4899367)
учебного предмета
«Музыка»

для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитетль: Кодзокова Мадина Хабаловна
учитель музыки

с. п. Терекское 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 17,5 часа
(не менее 0,5 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков при
ключе)
Гармония
Аккорд. Трезвучие мажорное и минорное. Понятие фактуры. Фактуры аккомпанемента бас-аккорд,
аккордовая, арпеджио
Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки. Ритмическая
партитура
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыка на войне, музыка о войне
Военная тема в музыкальном искусстве. Военные песни, марши, интонации, ритмы, тембры
(призывная кварта, пунктирный ритм, тембры малого барабана, трубы и т. д.)
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Народные праздники

Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры,
интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка народов Европы
Танцевальный и песенный фольклор европейских народов. Канон. Странствующие музыканты.
Карнавал
Музыка Испании и Латинской Америки
Фламенко. Искусство игры на гитаре, кастаньеты, латиноамериканские ударные инструменты.
Танцевальные жанры. Профессиональные композиторы и исполнители
Музыка США
Смешение традиций и культур в музыке Северной Америки. Африканские ритмы, трудовые песни
негров. Спиричуэлс. Джаз. Творчество Дж. Гершвина
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника
Певец своего народа
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей
национального музыкального стиля своей страны
Диалог культур
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов
и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Джаз
Особенности джаза: импровизационность, ритм (синкопы, триоли, свинг). Музыкальные
инструменты джаза, особые приёмы игры на них. Творчество джазовых музыкантов.
Исполнители современной музыки
Творчество одного или нескольких исполнителей современной музыки, популярных у молодёжи

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,

умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;

исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского
стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер,
настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при
исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

Репертуар
практические
работы

для слушания

для пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Модуль 1. Классическая музыка
1.1.

Русские
композиторыклассики

0,5

0

0

Тайна рождения песни. Многообразие
жанров вокальной музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: исполнение С. Т. Рихтера, С.
Я. Лемешева, И. С. Козловского, М. Л.
Ростропович

Знакомство с
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов,
музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием
музыки.
Определение жанра,
формы.;

Письменный
контроль;
устный опрос;

1.2.

Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель

0,5

0

1

Ведущие музыкальные инструменты
симфонического оркестра.
Музыкальные произведения по
выбору: Ф. Мендельсон. Концерт для
скрипки с оркестром; К. Сен-Санс.
Концерт № 1 для виолончели

«Паспорт
инструмента» —
исследовательская
работа,
предполагающая
описание внешнего
вида и особенностей
звучания
инструмента,
способов игры на
нём;
И8ра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки;

исследовательская; http://schoolтворческая работа; collection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 2. Музыка театра и кино
2.1.

Балет.
Хореография —
искусство танца

Итого по модулю

2,5

2,5

Модуль 3. Музыкальная грамота

0

0

Сюжет музыкального спектакля.
Фильмы-сказки. Музыкальные
произведения по выбору: «Морозко»
(режиссер А. Роу, композитор Н.
Будашкина), «После дождичка в
четверг» (режиссер М. Юзовский,
композитор Г. Гладков),
«Приключения Буратино» (режиссер
Л. Нечаев, композитор А. Рыбников)
Музыка в мультфильмах.
Музыкальные произведения по
выбору: М. П. Мусоргский.
«Картинки с выставки» из
мультфильма «Картинки с выставки»
(1984); П. И. Чайковский. «Детский
альбом» из мультфильма «Детский
альбом» (1976), мультфильм
«Щелкунчик» (1973); музыкальные
характеристики героев в
мультфильмах российских
режиссеров-аниматоров В.
Котеночкина, А. Татарского, А.
Хржановского, Ю. Норштейна, Г.
Бардина, А. Петрова и др. «Ну,
погоди» (А. Державин, А. Зацепин),
«Приключения Кота Леопольда» (Б.
Савельев, Н. Кудрина), «Крокодил
Гена и Чебурашка» (В. Шаинский)
Опера и балет. Музыкальные
произведения на выбор: М. И. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»; Н. А.
Римский-Корсаков. Балет
«Снегурочка»
Оперетта и мюзикл. Музыкальные
произведения на выбор: И. Штраус
оперетта "Летучая мышь"; Э. Уэббер.
Мюзикл «Кошки»
Увертюры к опере, балету, мюзиклу.
Музыкальные произведения по
выбору: М. И. Глинка. Увертюра из
оперы «Руслан и Людмила»; Ф.
Мендельсон. Увертюра "Сон в
летнюю ночь"

Просмотр и
обсуждение
видеозаписей —
знакомство
с несколькими
яркими сольными
номерами и сценами
из балетов русских
композиторов.
Музыкальная
викторина на знание
балетной музыки.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

3.1.

Тональность.
Гамма

Итого по модулю

0,5

0

0

Мелодический рисунок

1

Музыка о красоте родной земли и
красоте человека. Музыкальные
произведения по выбору: С.
Рахманинов. «Весенние воды» на
слова Ф. И. Тютчева, «В молчаньи
ночи тайной» на слова А. А. Фета,
«Здесь хорошо», «Ночь печальна
Полонез, мазурка, вальс.
Музыкальные произведения по
выбору: полонез ля мажор Ф.
Шопена; Г. Струве «Полонез
дружбы»; Вальсы Ф Шопена: си
минор, ми минор, ми бемоль мажор;
мазурки Ф. Шопена: № 47 (ля минор),
№ 48 (фа мажор) и № 1 (си бемоль
мажор)

Катюша.
Слова М.
Исаковского
Музыка М.
Блантера

Многообразие жанров народных
песен. Музыкальные произведения по
выбору: «Ой, мороз, мороз»,
«Тройка», «Полюшко-поле»; Музыка
А. Алябьева. «Вечерний звон» (слова
И. Козлова); В. Комраков.
«Прибаутки» (слова народные); А.
Абрамов. «Реченька» (слова Е.
Карасёва)

«Вечерний
звон» (слова
И. Козлова);

Определение на слух
устойчивых звуков.
Игра «устой —
неустой». Пение
упражнений — гамм
с названием нот,
прослеживание по
нотам. Освоение
понятия «тоника».
Упражнение на
допевание неполной
музыкальной фразы
до тоники «Закончи
музыкальную
фразу».;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Чтение учебных и
художественных
текстов,
посвящённых
военной музыке.
Слушание,
исполнение
музыкальных
произведений
военной тематики.
Знакомство с
историей их
сочинения и
исполнения.;

Письменный
контроль;
устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Разучивание,
исполнение образцов
традиционного
фольклора своей
местности, песен,
посвящённых своей
малой родине, песен
композиторовземляков.;

Письменный
контроль;
устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0,5

Модуль 4. Музыка в жизни человека
4.1.

Музыка на войне,
музыка о войне

Итого по модулю

1

0

Песенка
фронтового
шофёра. Слова
Б. Ласкина
Музыка
Б.Мокроусова

1

Модуль 5. Народная музыка России
5.1.

Край, в котором
ты живёшь

0,5

0

0

5.2.

Сказки, мифы и
легенды

0,5

0

1

Музыкальность поэзии А. С.
Пушкина. Музыкальные произведения
по выбору: М. И. Глинка. Романс «Я
помню чудное мгновенье» (ст. А.
Пушкина); Г. В. Свиридов. «Метель»
(«Осень»); П. И. Чайковский. Опера
«Золотой петушок»; М. И. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»
Оперы-сказки русских композиторов.
Музыкальные произведения по
выбору: М. И. Глинка. Опера «Руслан
и Людмила»; Н. А. Римский-Корсаков.
Оперы «Снегурочка», «Золотой
петушок»; П. И. Чайковский.
«Черевички»

5.3.

Жанры
музыкального
фольклора

1

0

0

Инструменты русского народного
оркестра. Музыкальные произведения
по выбору: И. П. Ларионов.
«Калинка»; «Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев. «Матушка,
матушка, что во поле пыльно»
Лирические песни в русской
музыкальной традиции.

5.4.

Народные
праздники

1,5

0

1

Народный театр
Народные и духовные песнопения.
Музыкальные произведения по
выбору: М. И. Глинка.
«Камаринская»; И. П. Ларионов.
«Калинка»; «Вот мчится тройка
почтовая» в исп. М. Вавича; А.
Гурилёв. «Домик-крошечка» (сл. С.
Любецкого). «Вьется ласточка
сизокрылая» (сл. Н. Грекова).
«Колокольчик» (сл. И. Макарова); М.
Матвеев. «Матушка, матушка, что во
поле пыльно»
Народные и церковные праздники:
музыкальные образы. Музыкальные
произведения по выбору: «Ай, как мы
масленицу дожидали», «Полянка»,
«Проводы зимы», «Березонька
кудрявая, кудрявая, моложавая»

Знакомство с
манерой сказывания
нараспев. Слушание
сказок, былин,
эпических сказаний,
рассказываемых
нараспев.;
Создание
иллюстраций к
прослушанным
музыкальным и
литературным
произведениям;

Письменный
контроль;
устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

И. П.
Ларионов.
«Калинка»

Различение на слух
контрастных по
характеру
фольклорных
жанров:
колыбельная,
трудовая,
лирическая,
плясовая.
Определение,
характеристика
типичных элементов
музыкального языка
(темп, ритм,
мелодия, динамика
и др.), состава
исполнителей.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

«Ай, как мы
масленицу
дожидали»

Знакомство с
праздничными
обычаями,
обрядами,
бытовавшими ранее
и сохранившимися
сегодня у различных
народностей
Российской
Федерации.;
Участие в народных
гуляньях на улицах
родного поселка;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

5.5.

Фольклор народов
России

0,5

0

0

Народные мелодии в обработке
композиторов

Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора
различных
народностей
Российской
Федерации.
Определение
характерных черт,
характеристика
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

5.6.

Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов

0,5

0

0

Музыкальные образы в балетах И. Ф.
Стравинского. Музыкальные
произведения по выбору: И. Ф.
Стравинский. Балеты: «Петрушка»,
«Жар-птица», «Байка»

Диалог с учителем о
значении
фольклористики.
Чтение учебных,
популярных текстов
о собирателях
фольклора.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0

0

Мелодическое движение и интервалы

Определение на слух
типа фактуры
аккомпанемента
исполняемых песен,
прослушанных
инструментальных
произведений.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0

1

Фольклор и музыкальные традиции
наших соседей. Музыка Белоруссии,
Прибалтики. Музыкальные
произведения по выбору: "Косил Ясь
конюшину" в исп. группы Песняры; Р.
Паулс "Колыбельная", латышская
народная песня «Вей ветерок»

Сравнение
интонаций, жанров,
ладов, инструментов
других народов с
фольклорными
элементами народов
России.;

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

5

Модуль 6. Музыкальная грамота
Гармония

0,5

Итого по модулю

0,5

6.1.

Модуль 7. Музыка народов мира
7.1.

Музыка народов
Европы

0,5

7.2.

Музыка Испании и
Латинской
Америки

0

7.3.

Музыка США

0

Р. Паулс
"Колыбельная"

7.4.

Музыка Японии
и Китая

0,5

0

0

Музыка Средней Азии. Музыка
Японии и Китая. Музыкальные
произведения по выбору: казахские
народные песни «Богенбай батыр»,
«Сабалак»; японская народная песня
«Вишня»; китайская народная песня
"Жасмин"

Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

7.5.

Певец своего
народа

0,5

0

0

Выразительность музыкальной речи:
интонация. Музыкальные
произведения по выбору: А. П.
Бородин. Ноктюрн из Квартета № 2;
П. И. Чайковский. Вариации на тему
рококо для виолончели с оркестром;
С. В. Рахманинов. «Сирень»,
Элегическое трио для фортепиано,
скрипки и виолончели

Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их
сочинений
с народной музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0

0

М. И. Глинка. Гармония оркестра.
Музыкальные произведения по
выбору: увертюры «Арагонская хота»,
«Ночь в Мадриде», симфонические
фантазии «Камаринская», «Вальсфантазия»

Слушание
фрагментов
симфонической
музыки.
«Дирижирование»
оркестром.;
Музыкальная
викторина;

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
творческая работа;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1,5

Модуль 8. Классическая музыка
8.1.

Симфоническая
музыка

0,5

8.2.

Европейские
композиторыклассики

0,5

0

0

Особенности камерной музыки.
Музыкальные произведения по
выбору: Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре
бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор).
Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка
№ 48. Полонез (ля мажор). Ноктюрн
фа минор. Этюд № 12 (до минор).
Полонез (ля мажор); Этюд № 12 (до
минор)

Знакомство с
Письменный
творчеством
контроль;
выдающихся
устный опрос;
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов,
музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием
музыки.
Определение жанра,
формы.;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

8.3.

Мастерство
исполнителя

0,5

0

0

Рисование образов программной
музыки

Знакомство с
творчеством
выдающихся
исполнителей
классической
музыки. Изучение
программ, афиш
консерватории,
филармонии.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0

Музыкальная обработка классических
произведений

Знакомство с
творчеством
джазовых
музыкантов.
Узнавание,
различение на слух
джазовых
композиций в
отличие от других
музыкальных стилей
и направлений.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1,5

Модуль 9. Современная музыкальная культура
9.1.

Джаз

0.5

0

9.2.

Исполнители
современной
музыки

Итого по модулю

0.5

0

0

Музыкальная обработка классических
произведений

Просмотр
видеоклипов
современных
исполнителей.
Сравнение их
композиций с
другими
направлениями
и стилями
(классикой,
духовной, народной
музыкой).;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

1

Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.

Тональность.
Гамма

0,5

0

0

Элементы двухголосия

Определение на слух
устойчивых звуков.
Игра «устой —
неустой». Пение
упражнений — гамм
с названием нот,
прослеживание по
нотам. Освоение
понятия «тоника».
Упражнение на
допевание неполной
музыкальной фразы
до тоники «Закончи
музыкальную
фразу».;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

10.2.

Ритмический
рисунок

0,5

0

1

Музыкальные вариации.
Музыкальные произведения по
выбору: инструментальные и
оркестровые вариации Й. Гайдна, В.
А. Моцарта, Л. ван Бетховена, М. И.
Глинки

Слушание
музыкальных
произведений с ярко
выраженным
ритмическим
рисунком,
воспроизведение
данного ритма по
памяти (хлопками).;
Игра "Ритмическое
эхо";
прохлопывание
ритма по
ритмическим
карточкам.;

Практическая
работа;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Итого по модулю

1

Модуль 11. Музыка народов мира

11.1.

Диалог культур

Итого по модулю

0,5

0

0

Диалог культур

Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их
сочинений
с народной музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;

Устный опрос;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0

0

Композитор – имя ему народ.
Музыкальные произведения по
выбору: П. Чайковский. «Я ли в поле
да не травушка была» (ст. И.
Сурикова); Н. Римский-Корсаков.
Опера "Снегурочка" ("Пляска
скоморохов"); А. Гурилёв. «Домиккрошечка» (сл. С. Любецкого).
«Вьется ласточка сизокрылая» (сл. Н.
Грекова). «Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев. «Матушка,
матушка, что во поле пыльно»; М.
Глинка. Опера «Иван Сусанин» (хор
«Разгулялися, разливалися»)

Знакомство с
Устный опрос;
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов,
музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием
музыки.
Определение жанра,
формы.;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

0,5

Модуль 12. Классическая музыка
12.1.

Русские
композиторыклассики

0,5

12.2.

Европейские
композиторыклассики

0,5

0

0

Знаменитые скрипачи и скрипичные
мастера. Музыкальные произведения
по выбору: исполнительское
творчество А. Вивальди, А. Корели, Н.
Паганини, Н. Кавакос; П. И.
Чайковский. Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; Л. ван Бетховен.
Концерт для скрипки с оркестром ре
мажор; И. Брамс. Концерт для
скрипки с оркестром ре мажор

12.3.

Мастерство
исполнителя

0.5

1

0

Знаменитые виолончелисты.
Музыкальные произведения по
выбору: исполнительское творчество
М. Растроповича, П. Казальс, Н.
Андре, В. Максимова; К. Сен-Санс.
Концерт для виолончели с оркестром
№ 1; Й. Гайдн. Концерт № 1 для
виолончели с оркестром

Итого по модулю

1,5

Модуль 13. Современная музыкальная культура
13.1.

Исполнители
современной
музыки

0

Итого по модулю

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1,5

1

6

М. Матвеев.
«Матушка,
матушка, что
во поле
пыльно»

Знакомство с
Устный опрос;
творчеством
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных
образов,
музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием
музыки.
Определение жанра,
формы.;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Знакомство с
творчеством
выдающихся
исполнителей
классической
музыки. Изучение
программ, афиш
консерватории,
филармонии.;

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/

Контрольная
работа;

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Дата
изучения

Виды, формы
контроля

1.

Тайна рождения песни.
Многообразие жанров
вокальной музыки.
Музыкальные
произведения по выбору:
исполнение С.Т.
Рихтера, С. Я. Лемешева,
И. С. Козловского, М. Л.
Ростропович

0.5

0

0

05.09

Устный опрос;

2.

Ведущие музыкальные
0,5
инструменты
симфонического
оркестра. Музыкальные
произведения по выбору:
Ф. Мендельсон. Концерт
для скрипки с оркестром;
К. Сен- Санс. Концерт №
1 для виолончели

0

0

05.09

Письменный
контроль;
устный опрос;

3.

М. И. Глинка.
Гармония оркестра.
Музыкальные
произведения по
выбору: увертюры
«Арагонская хота»,
«Ночь в Мадриде»,
симфонические
фантазии
«Камаринская»,
«Вальс-фантазия»

0

0

19.09

Письменный
контроль;
устный опрос;

0,5

4.

Многообразие жанров
0,5
народных песен.
Музыкальные
произведения по
выбору: «Ой, мороз,
мороз», «Тройка»,
«Полюшко-поле»;
Музыка А. Алябьева.
«Вечерний звон» (словаИ.
Козлова); В. Комраков.
«Прибаутки» (слова
народные); А. Абрамов.
«Реченька» (слова Е.
Карасёва)

0

0

19.09

Письменный
контроль;
устный опрос;

5.

Музыкальность поэзииА. 0,5
С. Пушкина.
Музыкальные
произведения по выбору:
М. И. Глинка. Романс «Я
помню чудное
мгновенье» (ст.А.
Пушкина); Г. В.
Свиридов. «Метель»
(«Осень»); П. И.
Чайковский. Опера
«Золотой петушок»; М.И.
Глинка. Опера
«Руслан и Людмила»

0

0,5

03.10

Письменный
контроль;
устный опрос;

6.

Мелодический рисунок

0,5

0

0

7.

Мелодическое
движение и интервалы

0,5

0

0

17.10

Письменный
контроль;

8.

Элементы двухголосия

0.5

0

0

17.10

Письменный
контроль;

03.10

Письменный
контроль;
устный опрос;

9.

Музыка о красоте родной 0,5
земли и красотечеловека.
Музыкальные
произведения по выбору:
С. Рахманинов.
«Весенние воды» на
слова Ф. И. Тютчева,
«В молчаньи ночи
тайной» на слова А. А.
Фета, «Здесь хорошо»,
«Ночь печальна»

0

0,5

25.11

Практическая
работа;

10.

Полонез, мазурка,
вальс. Музыкальные
произведения по
выбору: полонез ля
мажор Ф. Шопена; Г.
Струве «Полонез
дружбы»; Вальсы Ф
Шопена: си минор, ми
минор, ми бемоль
мажор; мазурки Ф.
Шопена: № 47 (ля
минор), № 48 (фа
мажор) и № 1 (си
бемоль мажор)

0,5

0

0

25.11

Письменный
контроль;
устный опрос;

11.

Особенности камерной
музыки. Музыкальные
произведения по выбору:
Ф. Шопен.
Вальс № 6 (ре бемоль
мажор). Вальс № 7 (до
диез минор). Вальс № 10
(си минор). Мазурка
№ 1. Мазурка № 47.
Мазурка № 48. Полонез
(ля мажор). Ноктюрн фа
минор. Этюд № 12 (до
минор). Полонез (ля
мажор); Этюд № 12(до
минор)

0,5

0

0

09.12

Письменный
контроль;
устный опрос;

12.

Рисование образов
программной музыки

0,5

0

0

09.12

Письменный
контроль;
устный опрос;

13.

Знаменитые скрипачи и
0,5
скрипичные мастера.
Музыкальные
произведения по выбору:
исполнительское
творчество А. Вивальди,
А. Корели, Н. Паганини,
Н. Кавакос; П. И.
Чайковский. Концерт для
скрипки с оркестром ре
мажор; Л.ван Бетховен.
Концерт для скрипки с
оркестром ре мажор; И.
Брамс. Концерт для
скрипки с оркестром ре
мажор

0

0,5

23.12

Исследовательская;
творческая работа;

14.

Знаменитые
виолончелисты.
Музыкальные
произведения по
выбору:
исполнительское
творчество М.
Растроповича, П.
Казальс, Н. Андре, В.
Максимова; К. СенСанс. Концерт для
виолончели с
оркестром № 1; Й.
Гайдн. Концерт № 1
для виолончели с
оркестром

0,5

0

0

23.12

Письменный
контроль;
устный опрос;

15.

Музыкальная
обработка
классических
произведений

0,5

0

0

13.01

Письменный
контроль;
устный опрос;

16.

Народные и духовные
0,5
песнопения.
Музыкальные
произведения по
выбору: М. И. Глинка.
«Камаринская»; И. П.
Ларионов. «Калинка»;
«Вот мчится тройка
почтовая» в исп. М.
Вавича; А. Гурилёв.
«Домик-крошечка» (сл.С.
Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл.
Н. Грекова).
«Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев.
«Матушка, матушка,
что во поле пыльно»

0

0

13.01

Практическая
работа;

17.

Народные и церковные
праздники: музыкальные
образы. Музыкальные
произведения по выбору:
«Ай, как мы масленицу
дожидали»,
«Полянка», «Проводы
зимы», «Березонька
кудрявая, кудрявая,
моложавая»

0,5

0

0,5

27.01

Практическая
работа;

18.

Инструменты русского
народного оркестра.
Музыкальные
произведения по
выбору: И. П.
Ларионов. «Калинка»;
«Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев.
«Матушка, матушка,
что во поле пыльно»

0,5

0

0

27.01

Письменный
контроль;

19.

Лирические песни в
русской музыкальной
традиции.

0,5

0

0

10.02

Устный опрос;

20.

Народный театр

0,5

0

0

21.

Народные мелодии в
обработке
композиторов

0,5

0

0

22.

Оперы-сказки русских
композиторов.
Музыкальные
произведения по
выбору: М. И. Глинка.
Опера «Руслан и
Людмила»; Н. А.
Римский-Корсаков.
Оперы «Снегурочка»,
«Золотой петушок»; П.И.
Чайковский.
«Черевички»

0,5

0

0

24.02

Письменный
контроль;
устный опрос;

23.

Музыкальные образы в
балетах И. Ф.
Стравинского.
Музыкальные
произведения по
выбору: И. Ф.
Стравинский. Балеты:
«Петрушка», «Жарптица», «Байка»

0,5

0

0

10.03

Устный опрос;

24.

Фольклор и музыкальные 0,5
традициинаших соседей.
МузыкаБелоруссии,
Прибалтики.
Музыкальные
произведения по
выбору: "Косил Ясь
конюшину" в исп.
группы Песняры; Р.
Паулс "Колыбельная",
латышская народная
песня «Вей ветерок»

0

0,5

10.03

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";

10.02

24.02

Письменный
контроль;
устный опрос;
Письменный
контроль;
устный опрос;

25.

Музыка Средней Азии.
Музыка Японии и Китая.
Музыкальные
произведения по выбору:
казахские народные
песни
«Богенбай батыр»,
«Сабалак»; японская
народная песня
«Вишня»; китайская
народная песня
"Жасмин"

0,5

0

0

24.03

Письменный
контроль;
устный опрос;

26.

Музыкальные
вариации.
Музыкальные
произведения по
выбору:
инструментальные и
оркестровые вариации
Й. Гайдна, В. А.
Моцарта, Л. ван
Бетховена, М. И.
Глинки

0,5

0

0,5

24.03

Практическая
работа;

27.

Сюжет музыкального
спектакля. Фильмысказки. Музыкальные
произведения по выбору:
«Морозко» (режиссер А.
Роу, композитор Н.
Будашкина), «После
дождичка в четверг»
(режиссер М. Юзовский,
композиторГ. Гладков),
«Приключения
Буратино» (режиссер Л.
Нечаев, композиторА.
Рыбников)

0,5

0

0

14.04

Письменный
контроль;
устный опрос;

28.

Музыка в
0,5
мультфильмах.
Музыкальные
произведения по
выбору: М. П.
Мусоргский.
«Картинки с выставки»из
мультфильма
«Картинки с выставки»
(1984); П. И.
Чайковский. «Детский
альбом» из мультфильма
«Детскийальбом» (1976),
мультфильм
«Щелкунчик» (1973);
музыкальные
характеристики героев в
мультфильмах
российских режиссерованиматоров В.
Котеночкина, А.
Татарского, А.
Хржановского, Ю.
Норштейна, Г. Бардина,
А. Петрова и др. «Ну,
погоди» (А. Державин, А.
Зацепин),
«Приключения Кота
Леопольда» (Б.
Савельев, Н. Кудрина),
«Крокодил Гена и
Чебурашка» (В.
Шаинский)

0

0

14.04

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";

29.

Опера и балет.
Музыкальные
произведения на
выбор: М. И. Глинка.
Опера «Руслан и
Людмила»; Н. А.
Римский-Корсаков.
Балет «Снегурочка»

0

0

28.04

Устный опрос;

0,5

30.

Оперетта и мюзикл.
Музыкальные
произведения на
выбор: И. Штраус
оперетта "Летучая
мышь"; Э. Уэббер.
Мюзикл «Кошки»

0,5

0

0

28.04

Устный опрос;

31.

Увертюры к опере,
балету, мюзиклу.
Музыкальные
произведения по
выбору: М. И. Глинка.
Увертюра из оперы
«Руслан и Людмила»;
Ф. Мендельсон.
Увертюра "Сон в
летнюю ночь"

0,5

0

0

12.05

Письменный
контроль;
устный опрос;

32.

Выразительность
0,5
музыкальной речи:
интонация.
Музыкальные
произведения по выбору:
А. П. Бородин.Ноктюрн
из Квартета
№ 2; П. И. Чайковский.
Вариации на тему рококо
для виолончелис
оркестром; С. В.
Рахманинов. «Сирень»,
Элегическое трио для
фортепиано, скрипки и
виолончели

0

0

12.05

Письменный
контроль;
устный опрос;

33.

Диалог культур

0

0

26.05

Устный опрос;

0,5

34.

Композитор – имя ему
0,5
народ. Музыкальные
произведения по выбору:
П. Чайковский.
«Я ли в поле да не
травушка была» (ст. И.
Сурикова); Н. РимскийКорсаков. Опера
"Снегурочка" ("Пляска
скоморохов"); А.
Гурилёв. «Домиккрошечка» (сл. С.
Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл.
Н. Грекова).
«Колокольчик» (сл. И.
Макарова); М. Матвеев.
«Матушка, матушка, что
во поле пыльно»; М.
Глинка. Опера «Иван
Сусанин»(хор
«Разгулялися,
разливалися»)

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17,5

0,5

0

1

3

26.05

Контрольная
работа;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1 Критская,Е. Д. Музыка. 1-4 класс [Текст] : учеб для общеобразоват. учреждений / Е.
Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017
3 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1-4 класс [Ноты] : пособие для
учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2017
4 Музыка. Фонохрестоматия. 1-4 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г.
П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2017 – электрон. опт. диск (CD-Rom).
5 Сергеева,Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-4 [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д.
Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2021
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Ноутбук учителя, интерактивная доска, проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1. http://school-collection.edu.ru
http://nachalka/info/about/193
3. http://nsc.1september.ru/urok.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».