Программа-03 Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родная (кабардино-черкесская) литература». ООО (5-9 классы) Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку. Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардиночеркесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов. Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего общего образования. Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и активные методики обучения. При разработке образовательная рабочей программа программы основного также общего использована образования основная МКОУ СОШ им.С.А.Карданова с.п.Терекское. Изучение родной (кабардино-черкесской) на достижение следующих целей: Программа-03 литературы направлено приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского народа. формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа и особому способу познания жизни; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения лучших произведений литературы своего народа; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровне; воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера; воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое досуговое чтение. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской) литературы : в 5 классе -34 часа (1 час в неделю), в 6 классе -34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе на уровне основного общего образования. Программа-03 В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из родной (кабардино-черкесской) литературы; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении, готовность к участию в гуманитарной деятельности; 2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а также литературы народов России, русской и зарубежной литератур; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих Программа-03 в родной стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе; 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства; 4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья собственный жизненный и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в интернет-среде; Программа-03 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев; 6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений кабардино-черкесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; 7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; Программа-03 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики наблюдений, литературного образования, поступков стремление и установка на совершенствовать осмысление пути опыта, достижения индивидуального и коллективного благополучия; 9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; Программа-03 навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса); устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа; Программа-03 с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; Программа-03 прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать эту информацию. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы Программа-03 и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении обстоятельствам; Программа-03 учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардиночеркесской) Программа-03 литературы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится: анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставляя их действия и поступки, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; определять в произведении элементы сюжета, композиции; определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и олицетворение), понимать их роли в раскрытии содержания произведения; пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; вести диалог на материале прочитанного произведения; выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор; составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), при необходимости - цитатный; Программа-03 создавать небольшие тексты в устной и письменной форме по типу сочинений и малых жанров художественной литературы; писать сочинение-описание и сочинение-повествование на материале жизненных и литературных впечатлений; читать выразительно по ролям прозаические произведения; участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и публично представлять их результаты (с учетом литературного развития обучающихся); владеть начальными умениями использовать энциклопедии, словари и справочники по литературе, в том числе электронной формой учебника. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится: анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; определять духовно-нравственные ценности родной кабардино-черкесской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями русского народа; формулировать собственное отношение к произведениям родной кабардиночеркесской литературы, оценивать произведения; интерпретировать изученные литературные произведения, понимать авторскую позиции и свое отношение к ней; воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать; пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; Программа-03 понимать родное слово в его эстетической функции, роль изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений; различать основные жанры адыгского фольклора, понимать значение устного народного творчества как основы письменной кабардино-черкесской литературы; строить устные и письменные высказывания по тематике изученных произведений родной литературы, создавать связный устный и письменный текст на родном языке с учетом литературных норм; К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: читать правильно и осознанно, вслух и про себя, пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий); писать сказки по аналогии, сочинять собственные сюжеты; характеризовать художественные и научно-популярные тексты; определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (гипербола и литота), понимать их роль в раскрытии содержания произведения; характеризовать и анализировать тексты различных жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы; пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет и вычленять фабулу; пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью, составлять отзыв о прочитанном тексте, краткую аннотацию о книге; применять литературоведческие понятия для характеристики и анализа текста; объяснять свое понимание нравственно-философской, социально- исторической и эстетической проблематики произведений; устанавливать связи между фольклорными произведениями и произведениями письменной литературы на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия); определять отраженные в эпосе черты адыгского национального характера; Программа-03 характеризовать, определять и сопоставлять вариативность и общее в народных сказаниях у разных народов Кавказа и в древнегреческой мифологии; определять особенности народных песен как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определять их роль в повествовании, характеризовать ритмико-мелодическое своеобразие адыгской народной песни; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя к ней свое отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: понимать ключевые проблемы изученных произведений адыгского фольклора, кабардинских и черкесских писателей; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в них нравственные ценности; анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; определять художественно-тематические особенности народных песен и сказаний-пшинатлей; выявлять общность и различия в раскрытии писателями близких по сути тем в произведениях, относящихся к одному жанру; словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет, интерьер); воспринимать многозначность слова в художественном тексте, выявлять Программа-03 авторское отношение к изображаемому на основе определения функциональной роли сравнений, эпитетов и метафор, использованных писателем в портретных зарисовках и в речи персонажей; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: понимать родную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического; выявлять в произведениях разных жанров темы, посвященные Родине, окружающему миру, культуре, понятиям о добре и зле, дружбе, честности; определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (метонимия), понимать их роль в раскрытии содержания произведения; владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от первых произведений до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учетом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отраженной в литературных произведениях с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: использование разных видов чтения; сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы (изобразительное искусство, с произведениями музыка, театр, других балет, видов кино, искусства фотоискусство, компьютерная графика); воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; Программа-03 самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания литературного произведения и получения дополнительной информации о нем, составлять виды текстов: самостоятельно краткую аннотацию; анализировать различные устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой и сложный план, находить средства выразительности; работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, писать отзыв на прочитанное произведение; создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; писать сочинение-рассуждение, сочинения на литературные и публицистические темы; составлять план и конспект общественно-политической и литературнокритической статьи; пользоваться библиотечными фондами краеведческой литературы, энциклопедиями литературных произведений, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами; сравнивать изученные и самостоятельно прочитанные художественные тексты одного или разных авторов, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, эпизоды, детали в целях более объективного восприятия и оценки произведений; сопоставлять произведения кабардино-черкесской литературы с произведениями других народов России, выявлять их сходство и национальное своеобразие, объективно их оценивать; выражать в процессе анализа произведений собственную аргументированную позицию, основанную на жизненном и читательском опыте; осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую и проектноПрограмма-03 исследовательскую деятельность по родной литературе, грамотно оформлять её результаты. Учебные пособия: 1. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 7 кл. общеобразоват. учреждений / сост. Х. Т. Тимижев, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 320 с. 2. Кабардино-черкесская литература: учебник-хрестоматия для 8 кл. общеобразоват. учреждений. / сост. Б. Ч. Бижоев, М. С. Бижоева. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа». Издательство Программа-03