Аннотация каб. лит. 5-9

Программа-03

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литература». ООО
(5-9 классы)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная (кабардиночеркесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная литература»)
разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским) языком,
и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (кабардиночеркесского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания, к определению планируемых результатов.
Содержание

обучения

раскрывает

содержательные

линии,

которые

предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне среднего
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь
период обучения на уровне среднего общего образования, а также предметные
результаты за каждый год обучения.
Программа

по

родной

(кабардино-черкесской)

литературе

разработана

с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании
и активные методики обучения.
При

разработке

образовательная

рабочей
программа

программы
основного

также
общего

использована
образования

основная
МКОУ

СОШ

им.С.А.Карданова с.п.Терекское.
Изучение

родной

(кабардино-черкесской)

на достижение следующих целей:
Программа-03

литературы

направлено

приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа,
развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным
теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной
кабардино-черкесской

литературе

как

к

хранителю

культурного

наследия

кабардинского народа.
формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных
ценностей народа и особому способу познания жизни;
осознание

коммуникативно-эстетических

возможностей

родного

языка

на основе изучения лучших произведений литературы своего народа;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать
и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном
уровне;
воспитание

культуры

выражения

собственной

позиции,

способности

аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных
высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого,
аналитического и интерпретирующего характера;
воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного
отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития, формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое
досуговое чтение.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской)
литературы : в 5 классе -34 часа (1 час в неделю), в 6 классе -34 часа (1 час в
неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые

результаты

освоения

программы

по

родной

(кабардино-черкесской) литературе на уровне основного общего образования.

Программа-03

В

результате

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы

на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие
в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных
правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
в том числе с опорой на примеры из родной (кабардино-черкесской) литературы;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры
из литературы; активное участие в школьном самоуправлении, готовность
к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы,
истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения
произведений кабардино-черкесской литературы, а также литературы народов
России, русской и зарубежной литератур;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих
Программа-03

в родной стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской
литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе
изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

собственный

жизненный

и эмоционального благополучия:
осознание

ценности

жизни

с

опорой

на

и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического
здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного
поведения в интернет-среде;

Программа-03

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других,
не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства
с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
кабардино-черкесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных
и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;

Программа-03

активное неприятие действий, приносящих

вред окружающей

среде,

в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной,

технологической

и

социальной

среды,

готовность

к

участию

в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об

основных

закономерностях

развития

человека,

природы

и

общества,

взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом
специфики
наблюдений,

литературного

образования,

поступков

стремление

и

установка

на

совершенствовать

осмысление
пути

опыта,

достижения

индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение

адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение
и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности,
повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

Программа-03

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы
об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение

анализировать

и

выявлять

взаимосвязи

природы,

общества

и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт,
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать
ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения

и

действия,

формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать
в отсутствии гарантий успеха.
В

результате

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы

на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные

универсальные

учебные

действия,

коммуникативные

универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия,
умение совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять

и

характеризовать

существенные

признаки

объектов

(художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений
(литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать
литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания
для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
Программа-03

с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений
и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений,

умозаключений

по

аналогии,

формулировать

гипотезы

об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать
наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания

в литературном образовании;
формулировать

вопросы,

фиксирующие

разрыв

между

реальным

и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;

Программа-03

прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
литературной и другой информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать,

анализировать,

систематизировать

и

интерпретировать

литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной
и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных
и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии
в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение

к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
Программа-03

и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях,
анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения)
и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний
об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном
образовании;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при

решении

обстоятельствам;
Программа-03

учебной

задачи,

адаптировать

решение

к

меняющимся

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств
и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей,
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя
над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой,
коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы
на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардиночеркесской)
Программа-03

литературы,

определять

свою

роль

(с

учётом

предпочтений

и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчёта перед группой.
Предметные

результаты

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему,
идею, литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставляя
их действия и поступки, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка
(сравнение и олицетворение), понимать их роли в раскрытии содержания
произведения;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием
образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или
прочитанному тексту;
вести диалог на материале прочитанного произведения;
выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного
чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой
выбор;
составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), при
необходимости - цитатный;

Программа-03

создавать небольшие тексты в устной и письменной форме по типу сочинений
и малых жанров художественной литературы;
писать

сочинение-описание

и

сочинение-повествование

на

материале

жизненных и литературных впечатлений;
читать выразительно по ролям прозаические произведения;
участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством
учителя и публично представлять их результаты (с учетом литературного развития
обучающихся);
владеть

начальными

умениями

использовать

энциклопедии,

словари

и справочники по литературе, в том числе электронной формой учебника.
К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров;
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения;
определять духовно-нравственные ценности родной кабардино-черкесской
литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями
русского народа;
формулировать собственное отношение к произведениям родной кабардиночеркесской литературы, оценивать произведения;
интерпретировать

изученные

литературные

произведения,

понимать

авторскую позиции и свое отношение к ней;
воспринимать

на

слух

литературные

произведения

разных

жанров,

осмысленно читать;
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый,
выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному
произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

Программа-03

понимать родное слово в его эстетической функции, роль изобразительновыразительных

языковых

средств

в

создании

художественных

образов

литературных произведений;
различать основные жанры адыгского фольклора, понимать значение
устного народного творчества как основы письменной кабардино-черкесской
литературы;
строить устные и письменные высказывания по тематике изученных
произведений родной литературы, создавать связный устный и письменный текст
на родном языке с учетом литературных норм;
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
читать правильно и осознанно, вслух и про себя, пересказывать текст
различными способами (полный, выборочный, краткий);
писать сказки по аналогии, сочинять собственные сюжеты;
характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка
(гипербола и литота), понимать их роль в раскрытии содержания произведения;
характеризовать и анализировать тексты различных жанров в соответствии
с целями и задачами на уроках литературы;
пересказывать

прочитанное

произведение,

используя

различные

виды

пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно
формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью,
составлять отзыв о прочитанном тексте, краткую аннотацию о книге;
применять литературоведческие понятия для характеристики и анализа текста;
объяснять

свое

понимание

нравственно-философской,

социально-

исторической и эстетической проблематики произведений;
устанавливать

связи

между

фольклорными

произведениями

и произведениями письменной литературы на уровне тематики, проблематики,
образов (по принципу сходства и различия);
определять отраженные в эпосе черты адыгского национального характера;
Программа-03

характеризовать, определять и сопоставлять вариативность и общее
в народных сказаниях у разных народов Кавказа и в древнегреческой мифологии;
определять особенности народных песен как эпического жанра, выявлять
особенности

композиции,

художественные

детали,

определять

их

роль

в повествовании, характеризовать ритмико-мелодическое своеобразие адыгской
народной песни;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя к ней свое
отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить
собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку
прочитанному.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать ключевые проблемы изученных произведений адыгского фольклора,
кабардинских и черкесских писателей;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять
в них нравственные ценности;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность
к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять

героев

одного

или

нескольких

произведений,

определять

в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные
средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения;
определять

художественно-тематические

особенности

народных

песен

и сказаний-пшинатлей;
выявлять общность и различия в раскрытии писателями близких по сути тем
в произведениях, относящихся к одному жанру;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет,
интерьер);
воспринимать многозначность слова в художественном тексте, выявлять
Программа-03

авторское отношение к изображаемому на основе определения функциональной
роли сравнений, эпитетов и метафор, использованных писателем в портретных
зарисовках и в речи персонажей;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать родную литературу как явление национальной и мировой культуры,
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства,
выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового,
публицистического;
выявлять в произведениях разных жанров темы, посвященные Родине,
окружающему миру, культуре, понятиям о добре и зле, дружбе, честности;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка
(метонимия), понимать их роль в раскрытии содержания произведения;
владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа
произведений

художественной

литературы

(от

первых

произведений

до современной); анализировать литературные произведения разных жанров;
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учетом
литературного развития обучающихся), понимать условность художественной
картины

мира,

отраженной

в

литературных

произведениях

с

учетом

неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: использование
разных видов чтения;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной

литературы

(изобразительное

искусство,

с

произведениями

музыка,

театр,

других

балет,

видов

кино,

искусства

фотоискусство,

компьютерная графика);
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;

Программа-03

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

пользоваться

справочными источниками для понимания литературного произведения и получения
дополнительной

информации

о

нем,

составлять

виды

текстов:

самостоятельно

краткую

аннотацию;
анализировать

различные

устанавливать

причинно-

следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст
на части, озаглавливать их, составлять простой и сложный план, находить средства
выразительности;
работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений, писать отзыв
на прочитанное произведение;
создавать собственный текст на основе художественного произведения,
репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
писать

сочинение-рассуждение,

сочинения

на

литературные

и публицистические темы;
составлять план и конспект общественно-политической и литературнокритической статьи;
пользоваться

библиотечными

фондами

краеведческой

литературы,

энциклопедиями литературных произведений, справочной литературой, словарями,
интернет-ресурсами;
сравнивать изученные и самостоятельно прочитанные художественные
тексты одного или разных авторов, образы персонажей, литературные явления
и факты, сюжеты, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, эпизоды, детали
в целях более объективного восприятия и оценки произведений;
сопоставлять

произведения

кабардино-черкесской

литературы

с произведениями других народов России, выявлять их сходство и национальное
своеобразие, объективно их оценивать;
выражать

в

процессе

анализа

произведений

собственную

аргументированную позицию, основанную на жизненном и читательском опыте;
осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую и проектноПрограмма-03

исследовательскую деятельность по родной литературе, грамотно оформлять
её результаты.
Учебные пособия:
1. Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

7

кл.

общеобразоват. учреждений / сост. Х. Т. Тимижев, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2021. – 320 с.
2. Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

8

кл.

общеобразоват. учреждений. / сост. Б. Ч. Бижоев, М. С. Бижоева. – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа». Издательство

Программа-03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».