Аннотация каб. яз. 5-9

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету

«Родной (кабардино-черкесский) язык». ООО
(5-9 классы)
Программа по родному (кабардино-черкесскому) языку для 5-9
классов основного общего образования разработана с целью оказания
методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
При разработке рабочей программы также использована основная
образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ
им.С.А.Карданова с.п.Терекское.
Учебные пособия:
1.

Дышекова М. С., Дышекова Р. Р., Тлимахова М. «Адыгэ тхыбзэ»

(«Кабардино-черкесский язык»). 8 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 158 с.
2.

Карданов М. Л., Дыгова К. Х. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 5 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 130 c.
3.

Лихова Л. Х., Альмова М. А. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 142 с.
4.

Машукова А. М., Кампуева А. С. «Адыгэ тхыбзэ» («Кабардино-

черкесский язык»). 6 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 174 с.
5.

Шорова Е. Х., Кауфова З. Н., Ионова М. «Адыгэ тхыбзэ»

(«Кабардино-черкесский язык»). 7 кл. Нальчик: Эльбрус, 2021. – 156 с.
Изучение родного (кабардино-черкесского) языка направлено
на достижение следующих целей:
воспитание

гражданина

Российской

Федерации,

осознающего

причастность к кабардинскому и черкесскому народу, уважающего язык и
культуру родного этноса и других народов России, формирование отношения
к кабардино-черкесскому языку как к духовному наследию народа,
ответственности за его изучение, сохранение и развитие;

формирование

у

обучающихся

коммуникативных

навыков,

помогающих пользоваться средствами языка в различных жизненных
ситуациях и сферах общения с соблюдением норм этикета;
ознакомление
лексических,

с

языковой

грамматических,

системой,

формирование

стилистических,

базовых

орфоэпических,

орфографических и пунктуационных знаний, умений и навыков, способности
обучающегося к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
развитие умений работать с текстом на родном (кабардино-черкесском)
языке, осуществлять поиск информации в различных источниках, передавать
ее в самостоятельно созданных высказываниях разных типов, стилей и
жанров.
Общее

число

часов,

рекомендованных

для

изучения

родного

(кабардино-черкесского) языка, - 340 часов: в 5 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе - 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе - 68 часов (2 часа в
неделю).
Планируемые результаты освоения программы по родному
(кабардино-черкесскому)

языку

на

уровне

основного

общего

образования.
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном
(кабардино-черкесском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление

об

основных

правах,

свободах

и

обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном
и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе
примеров

из

литературных

произведений,

написанных

на

родном

(кабардино-черкесском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней, волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кабардиночеркесского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию
родного (кабардино-черкесского) языка, к истории и культуре своего народа,
края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному
(кабардино-черкесскому) языку, к достижениям своего народа и своей
Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым

в художественных

произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.

Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению
в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
правил безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать

адекватные

языковые

средства

для

выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из
литературных произведений, написанных на родном (кабардино-черкесском)

языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления
с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных
и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования

поступков

и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно,
логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при

знакомстве

с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы,
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред, готовность к участию
в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными

навыками

исследовательской

деятельности,

установка

на

осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации

обучающегося

к

изменяющимся

условиям

социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной

деятельности,

а

также

в

рамках

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность

обучающихся

к

взаимодействию

в

условиях

неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать
новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение

оперировать

основными

понятиями,

терминами

и

представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать
и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои

действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой
и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения
и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на
уровне

основного

общего

образования

у

обучающегося

будут

сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных

и

наблюдениях,

предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе
с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания
в языковом образовании;
формулировать
реальным

и

вопросы,

желательным

фиксирующие

состоянием

несоответствие

ситуации,

и

между

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить

по

самостоятельно

составленному

плану

небольшое

исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой,
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку

зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах на родном (кабардино-черкесском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться

в

различных

подходах

к

принятию

решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения,
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия,

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность
к представлению отчёта перед группой.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
различать

устную

и

письменную

речь,

диалогическую

и

монологическую речь;
развивать

собственную

речь

через

сочинения

(повествование,

рассуждение);
составлять устный диалог: диалог-расспрос, диалог-побуждение,
диалог-обмен мнениями;
строить монолог: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы речевого поведения в разных ситуациях;
определять термины «фонетика» и «орфоэпия»;
формулировать смыслоразличительные функции звука;

объяснять знаки транскрипции и диакритические знаки при написании
слов, проводить транскрипцию и фонетический разбор слов;
объяснять систему гласных звуков: краткие, долгие, гласные переднего
ряда
и заднего ряда;
объяснять систему согласных звуков: звонкие, глухие, сонорные,
абруптивные, лабиализованные;
объяснять случаи несоответствия гармонии гласных и согласных;
анализировать звуко-буквенный состав слов;
объяснять правописание буквы а со звучанием э;
объяснять правописание разделительных ъ, ы;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения орфоэпических
норм;
определять и формулировать значение алфавита;
рассказывать исторические сведения о создании алфавита;
объяснять историю кабардино-черкесской письменности;
объяснять значение письменности в жизни общества;
определять морфемику и словообразование как раздел лингвистики;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы,
основа слова (производная, непроизводная);
различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

и словоизменительные;
проводить морфемный разбор слова;
использовать на практике правило о чередовании глухих и звонких
согласных в корне слова;
образовывать именные части речи, глаголы;
определять словоизменительные аффиксы: аффиксы категории падежа,
числа, принадлежности имён существительных, числа, лица, времени
глаголов;

определять

и

отличать

формообразующие

аффиксы:

имени

существительного, форм сравнения качественных имён прилагательных,
отрицательная форма глаголов, аффиксы форм глагола, обозначающие
дополнительные значения;
выделять основу слова;
определять основу слова: исходная и словообразующая;
выявлять основы, образовавшие новое слово;
определять основные понятия лексикологии;
знать определение омонима, синонима, антонима;
формулировать прямое и переносное значение слова, использовать их в
своей речи;
понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств,
эмоций;
отличать и находить в тексте однозначные и многозначные слова, слова
с прямым и переносным значением;
находить в тексте, подбирать к заданным словам, использовать в речи
омонимы, синонимы и антонимы;
пользоваться толковыми словарями и находить нужное слово;
определять основные понятия морфологии;
распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи (имя
существительное,

имя

прилагательное,

имя

числительное,

глагол)

по грамматическому значению и морфологическим признакам;
распознавать служебные части речи;
определять грамматическое значение и морфологические признаки
существительного (число, принадлежность, падеж), прилагательного;
определять собственные и нарицательные имена существительные
(тхылъ - Иуан, къалэ - Налшык, Iуащхьэмахуэ - бгы);
образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
определять
русского языка;

правописание

существительных,

заимствованных

из

склонять имена существительные: определенные, неопределённые;
определять синтаксическую роль имени существительного;
объяснять связь существительного с глаголом;
правильно применять аффиксы падежей имён существительных
в предложении;
определять грамматические признаки глагола;
определять времена глагола;
определять лицо, число глагола;
различать неопределённую форму глагола от других форм глагола и
отличать её от существительных (щэн, вэн, сэн, удын);
определять и употреблять в речи производные и непроизводные
прилагательные, качественные, относительные прилагательные;
определять формы сравнения качественных прилагательных;
образовывать имена прилагательные;
определять

синтаксическую

роль

имён

существительных,

прилагательных;
определять правописание прилагательных, являющихся определением
для существительных;
различать

степени

сравнения

имён

прилагательных,

значение,

образование
и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени;
образовывать прилагательные от существительных;
проводить морфологический разбор именных частей речи;
применять знания по морфемике и словообразованию в практике
правописания;
применять фонетико-орфоэпические знания и умения в собственной
речевой практике;
применять
правописания;

морфологические

знания

и

умения

в

практике

определять синтаксическую роль именных частей речи при поддержке
учителя;
самостоятельно, в паре, со взрослыми ставить и решать определенные
цели поэтапно, проводить исследования, защищать свою работу и (или)
точку зрения (защита проекта).
6 классе обучающийся научится:
определять родство с языками абхазо-адыгской языковой группы;
объяснять разницу между живыми и мёртвыми языками;
понимать и воспринимать основную и подтекстовую информацию;
осуществлять просмотровое, ознакомительное и изучающее чтение;
воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной
форме;
создавать устные и письменные монологические, а также устные
диалогические высказывания разной коммуникативной направленности с
учётом целей и ситуации общения;
объяснять
заимствованной

происхождение
(приводить

кабардино-черкесской
примеры

лексики

общеадыгской

и

лексики,

заимствованной лексики из других неродственных языков);
различать и употреблять в речи общеупотребительные слова;
различать, находить в тексте и употреблять в зависимости от ситуации
слова ограниченного употребления: диалектизмы, профессионализмы и
термины, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы;
приводить аналоги фразеологизмов в русском и кабардино-черкесском
языках, подбирать синонимы-фразеологизмы;
составлять предложения с фразеологизмами;
оценивать

уместность

употребления

заимствований,

лексики

ограниченного употребления, фразеологизмов в своей и чужой речи;
распознавать

аффиксы

наклонений,

словообразовательные
и словоизменительные суффиксы и префиксы;

времён

глагола,

определять способ словообразования: префиксальный, суффиксальный,
префиксально-суффиксальный, основосложение;
выявлять правописание сложных и сложносокращённых слов;
распознавать глагол, числительное, местоимение среди других частей
речи
по грамматическому значению и морфологическим признакам;
определять морфологические признаки и синтаксическую роль глагола,
числительного и местоимения;
определять простые, сложные и составные глаголы;
определять начальную форму глагола;
образовывать и объяснять образование сложных и составных глаголов;
образовывать глаголы с помощью аффиксов;
выделять инфинитив, суффикс инфинитива;
различать переходные, непереходные глаголы;
употреблять в письменной и устной речи наклонения глагола:
изъявительное, условное, сослагательное, предположительное, желательное,
повелительное, наклонение удивления;
спрягать глагол;
выявлять

возвратные

глаголы,

добавочные

смысловые

оттенки

возвратных глаголов;
выделять имя числительное, формулировать роль числительных в речи;
определять числительные простые, сложные и составные;
использовать в речи количественные, порядковые, разделительные,
дробные числительные;
объяснять

значение

числительных,

склонение,

особенности

употребления
в словосочетании;
определять основные морфологические и синтаксические формы
местоимения;

определять разряды местоимений по значению и грамматическим
свойствам:

личные,

относительные,

указательные,

определительные,

притяжательные,

вопросительные,

неопределённые,

отрицательные:

склонение, их значение, изменение и роль в предложении;
выполнять

морфологический

разбор

глагола,

числительного,

местоимения;
определять синтаксическую роль глагола, числительного, местоимения.
соблюдать лексические нормы кабардино-черкесского литературного
языка;
переводить тексты на русском языке на кабардино-черкесский и
наоборот,

стенографировать

аудио-видео

материалы

с

подробным

пересказом;
составлять план изложения или сочинения самостоятельно, логически
последовательно выполнять письменные работы - сочинения, изложении
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять

значение

и

функции

государственного

языка

формулировать значение родного языка в жизнедеятельности;
проводить морфологический разбор;
определять главные и второстепенные члены предложения;
определять способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь,
слова автора;
соблюдать правила пунктуации при прямой и косвенной речи,
цитировании;
распознавать в тексте чужую речь;
проводить диалог;
развивать собственную речь через сочинения: передавать свои
воспоминания в сочинениях-повествованиях, работать по картине (описать
местность, портрет, действие), размышлять по заданной проблемной теме и
высказывать
в сочинениях-рассуждениях;

свои

мнения

соблюдать

нормы

речевого

поведения

в

типичных

ситуациях

формального
и неформального межличностного общения;
определять тему и основную мысль текста;
составлять подробный и краткий план текста;
извлекать и систематизировать материал на определенную тему;
определять формы глагола: причастие и деепричастие;
определять

общее

грамматическое

значение

причастия,

морфологические
и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у причастия: возвратность, вид, время
(кроме будущего);
определять признаки прилагательного у причастия: изменение по
родам, числам и падежам, согласование с существительным;
определять изменение причастия по времени;
выделять стоящий после определяемого слова причастный оборот
запятыми;
формулировать понятие о деепричастии: общее грамматическое
значение, морфологические и синтаксические признаки;
выделять признаки глагола у деепричастия;
определять формы образования деепричастия;
использовать в речи отрицательные формы деепричастий;
составлять предложения с деепричастиями;
выделять запятыми деепричастный оборот;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
формулировать понятие о наречии как части речи;
определять роль наречий в речи, его морфологические признаки
и синтаксические функции;
выделять основные группы наречий по значению: наречия образа
действия, меры и степени, места, времени, причины, цели;

подбирать степени сравнения наречий;
определять словообразование наречий, словообразование наречий
путём перехода слов из одной части речи в другую правописание наречий;
проводить морфологический разбор причастий и деепричастий;
определять сложные предложения: союзные, бессоюзные сложные
предложения;
выделять знаки препинания в сложных предложениях;
формулировать общее понятие о служебных частях речи;
определять назначение послелогов в речи;
владеть наиболее часто употребляемые послелогами в речи;
формулировать понятие о союзе, их назначении в речи, употребление
союзов для связи однородных членов предложения, частей сложных
предложений и частей текста;
выделять

простые

и

составные

союзы,

сочинительные

и

подчинительные союзы;
формулировать понятие о частицах, её морфологические признаки
и синтаксические функции, правописание частиц;
формулировать понятие о междометии;
определять основные функции междометий, разряды междометий,
знаки препинания при междометиях;
определять звукоподражательные слова;
проводить морфологический разбор подражательных слов, послелогов,
частиц, союзов.
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять самостоятельные и служебные части речи;
определять связь в словосочетаниях, выявлять главное слово;
выявлять речевой смысл и экспрессивные свойства предложения;
выявлять виды синтаксической связи;
определять средства синтаксической связи;
определять подлежащее, способы его выражения;

определять сказуемое, основные типы сказуемого: простое глагольное,
составное глагольное, составное именное;
находить распространённые члены предложения;
находить второстепенные члены предложения;
определять виды дополнений;
выделять определение, его основные значения, части речи, являющиеся
определениями в предложении и их синтаксические обороты, обособленные
определения;
различать приложение как вид определения;
расставлять знаки препинания в приложении;
выделять обособленные приложения;
определять основные значения и способы выражения обстоятельства,
части

речи,

являющиеся

обстоятельствами

в

предложении

и

их

синтаксические обороты, виды обстоятельства: места, времени, цели и
причины, образа действия;
выделять обособленные обстоятельства;
формулировать понятие об односоставных предложениях;
определять основные виды односоставных предложений по строению
и

значению:

определенно-личные,

неопределённо-личные,

безличные,

назывные, особенности использования односоставных предложений в речи;
определять полные и неполные предложения, различать неполные
предложения в речи, использовать неполные предложения в диалоге, в том
числе
в составе сложных предложений, знать строение и значение неполных
предложений, ставить тире в неполном предложении;
выделять однородные члены предложения, средства связи однородных
членов;
расставлять знаки препинания и союзы при однородных членах;
определять их разряды по значению;

выделять обобщающие слова в предложениях с однородными членами,
знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными
членами;
определять согласование однородных подлежащих по лицам и числам
со сказуемым;
выделять

предложения

с

обращениями,

с

вводными

словами,

выражения,

включая

словосочетаниями, предложениями;
выделять обращение,

знать

средства

его

звательную интонацию;
определять роль обращения в речевом общении, этические нормы
использования обращений;
определять

особенности

выражения

обращений

в

разговорной

и художественной речи;
выделять вводные слова (словосочетания) как средство выражения
говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями
в тексте;
конструировать предложения с вводными словами, употреблять
вводные предложения;
ставить знаки препинания в предложении с вводными словами,
словосочетаниями;
применять правила пунктуации: знаки препинания в осложнённом,
сложном предложении.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
давать характеристику фонетическому строю кабардино-черкесского
языка;
проводить морфологический и синтаксический разбор;
выявлять фонетические процессы;
определять значение слов с этнокультурным компонентом по словарю
и по контексту;

создавать тексты различного типа, стиля, жанра, соблюдая нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.);
редактировать письменное речевое высказывание;
создавать собственные тексты с учётом требований к построению
связного текста;
выделять микротему текста;
определять

тексты

разговорного,

научного,

публицистического,

официально-делового и художественного стилей;
различать особенности разговорной речи, языка художественной
литературы
и функциональных стилей;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной
разновидности языка;
создавать письменные тексты разных стилей, жанров и типов речи:
тезис, конспект, реферат, эссе, рецензия, выступление, доклад;
формулировать собственные и чужие речевые высказывания с точки
зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам,
выступать
с небольшим сообщением, докладом, рефератом;
определять грамматическое сходство и различие простых, сложных
предложений;
определять смысловое, структурное и интонационное единство
сложного предложения;
выделять основные виды сложных предложений по характеру
отношений
и средствам связи между их частями;
определять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения (интонация и сочинительные союзы как средство связи его
частей);

определять значения сочинительных союзов, виды соединительных
союзов, сложносочинённые предложения с противительными союзами;
расставлять знаки препинания в сложносочинённых предложениях;
определять строение сложноподчинённых предложений, главные
и придаточные предложения;
ставить интонацию: умение делать логическую паузу, постановка
логического ударения замедлением, усилением, паузой до произнесения
слова или после него;
подбирать подчинительные союзы и союзные слова, указательные
слова;
определять

указательные

слова

как

средство

связи

частей

сложноподчинённого предложения;
находить указательные слова в главном предложении;
определять

виды

придаточных

предложений:

подлежащные,

дополнительные, обстоятельственные;
ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях
с несколькими придаточными;
определять

значения

сложных

бессоюзных

предложений

интонационные средства их выражения, знаки препинания в сложных
бессоюзных предложениях;
формулировать понятие о сложных предложениях с разными видами
связи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».