кабрдино-черкесская литература 11 кл

Программа-03

Аннотация
к рабочей программе по учебному предмету
«Родная (кабардино-черкесская) литература».

СОО

(10-11 классы)
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родная
(кабардино-черкесская) литература» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно - программа по родной (кабардино-черкесской)
литературе, родная (кабардино-черкесская) литература. Кабардино-черкесская
литература) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардиночеркесским) языком. Включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской)
литературе.
При разработке рабочей программы также использована
образовательная

программа

основного

общего

образования

основная

МКОУ

СОШ

им.С.А.Карданова с.п.Терекское.
Учебные пособия по родной (кабардино-черкесской) литературе в 10 -11класс
1. Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

10

кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 208 с.
2. Кабардино-черкесская

литература:

учебник-хрестоматия

для

11

кл.

общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
3. Кабардино-черкесская

литература:

Учебник

для

10-11

кл.

общеобразовательных учреждений / Р. Х. Ацканов, Л. Ф. Балова. – Нальчик: ГКУ
«КБР-Медиа». Издательство «Эльбрус», 2022.
Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана
с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы
по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании
и активные методики обучения.

Программа-03

Изучение

родной

(кабардино-черкесской)

литературы

направлено

на достижение следующих целей:
формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской
самостоятельности обучающихся;
развитие навыков анализа и интерпретации литературных текстов;
формирование ценностного отношения к родной (кабардино-черкесской)
литературе, осознание ее роли как духовной и национальной культурной ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардиночеркесской) литературы, - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю),
в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардиночеркесской) литературе на уровне среднего общего образования.
В

результате

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы

на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность

гражданской

позиции

обучающегося

как

активного

и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических ценностей, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении
с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
Программа-03

осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном

и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
(кабардино-черкесского)

языка

и

родной

(кабардино-черкесской)

литературы,

истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения
произведений

кабардино-черкесской

литературы,

а

также

русской

и зарубежной литератур;
ценностное

отношение

к

государственным

символам,

историческому

и природному наследию, памятникам, традициям народов России, внимание
к их воплощению в кабардино-черкесской литературе, а также к достижениям России
в

науке,

искусстве,

спорте,

технологиях

и

труде,

отражённым

в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу в том числе воспитанные на примерах из литературы;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность

оценивать

ситуацию

и

принимать

осознанные

решения,

ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение
и поступки персонажей художественной литературы;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России и, в том числе с опорой
на литературные произведения;
4) эстетического воспитания:
эстетическое

отношение

к

миру,

включая

эстетику

быта,

научного

и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего

и

других

народов,

в том числе литературы;

Программа-03

ощущать

эмоциональное

воздействие

искусства

убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и устного народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ
по родной (кабардино-черкесской) литературе;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность

в

физическом

совершенствовании,

занятиях

спортивно-

оздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе с адекватной оценкой поведения
и поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие в том числе
при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства
с профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;
готовность
направленности,

к

активной

способность

деятельности
инициировать,

технологической

и

планировать

самостоятельно

и

социальной

осуществлять такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

умение

совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы, в том числе ориентируясь на поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, представленных в кабардиночеркесской литературе;
Программа-03

планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, с учётом осмысления опыта литературных
героев;
активное

неприятие

действий,

приносящих

вред

окружающей

среде,

в том числе показанных в литературных произведениях;
умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности, в том числе
представленной в литературных произведениях;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование

языковой

и

читательской

культуры

как

средства

взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные
и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую

и

проектную

деятельность

индивидуально

и

в

группе,

в том числе на литературные темы.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы

среднего

общего

образования,

в

том

числе

литературного

образования, у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования,
ответственность

за

включающего

своё

поведение,

самоконтроль,

умение

способность

проявлять

и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;

Программа-03

принимать
гибкость

внутренней

мотивации,

включающей

стремление

к

достижению

цели

и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты
с учётом собственного читательского опыта.
В

результате

изучения

родной

(кабардино-черкесской)

литературы

на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы
познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные

действия,

регулятивные

универсальные

учебные

действия,

умения

совместной деятельности.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
устанавливать
литературных

существенный

героев,

признак

художественных

или

основания

произведений

и

для
их

сравнения
фрагментов,

классификации и обобщения литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений;
вносить коррективы

в деятельность, оценивать риски

и

соответствие

результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

Программа-03

владеть

навыками

учебно-исследовательской

и

проектной

деятельности

на основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой
на художественные произведения, способностью и готовностью к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания по родной
(кабардино-черкесской)

литературе,

его

интерпретации,

преобразованию

и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных
проектов;
владеть научной терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате чтения
и изучения литературных произведений, в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе литературоведческой,
из

источников

систематизацию

Программа-03

разных
и

типов,

самостоятельно

интерпретацию

информации

осуществлять
различных

поиск,
видов

анализ,
и

форм

представления при изучении той или иной темы по родной (кабардино-черкесской)
литературе;
создавать тексты в различных форматах и жанрах с учётом назначения
информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления
и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность литературной и другой информации, её
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при
с

решении

когнитивных,

соблюдением

требований

ресурсосбережения,

правовых

коммуникативных
эргономики,
и

и

техники

этических

норм,

организационных
безопасности,
норм

задач

гигиены,

информационной

безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

общения

как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни, в том числе на уроке
родной (кабардино-черкесской) литературы;
пользоваться

невербальными

средствами

общения,

понимать

значение

социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать в процессе
анализа литературного произведения свою точку зрения с использованием языковых
средств.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно

осуществлять

познавательную

деятельность,

выявлять

проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности,
ситуациях;
Программа-03

включая

изучение

литературных

произведений,

и

жизненных

самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении родной
(кабардино-черкесской) литературы с учётом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений с опорой
на читательский опыт;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт с учётом литературных знаний;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний; в том числе в вопросах кабардино-черкесской литературы,
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как
части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению.
У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия себя и
других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности, в том числе в процессе чтения литературы и обсуждения литературных
героев и проблем, поставленных в художественных произведениях;
признавать

своё

право

и

право

других

на

ошибки

в

дискуссиях

на литературные темы;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека, используя
знания по литературе.
У

обучающегося

деятельности:
Программа-03

будут

сформированы

следующие

умения

совместной

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи
с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов
по родной (кабардино-черкесской) литературе;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
К концу обучения в 10 классе обучающийся научится:
понимать значимость чтения на родном языке для своего дальнейшего развития,
осознавать роль чтения в формировании положительных личностных качеств;
понимать образную природу литературы и искусства, проводить связи между
литературой и другими видами искусства (изобразительными, музыкальными,
искусством

театра

и

кино)

посредством

сравнения

двух

или

нескольких

произведений;
демонстрировать знание рекомендованных для изучения произведений родной
литературы

(кабардино-черкесской),

при

необходимости

сравнивать

их с проблемно-тематически или художественно близкими произведениями других
литератур;
в устной и письменной форме анализировать и обобщать свой читательский
опыт: выделять основные темы и идеи произведения, понимать жанрово-родовую
специфику
в

произведения,

произведении,

художественных

осмысливать

выявлять
средств,

характеры

совокупность
оценивать

и

взаимосвязь

композиционных

художественную

и

героев

языковых

выразительность

произведения, выявлять авторскую позицию и способы ее текстуального выражения,
Программа-03

пользоваться

в

ходе

анализа

необходимым

понятийным

и терминологическим аппаратом, анализировать литературный материал с учетом
контекста творчества писателя и историко-культурной эпохи;
выполнять творческие, исследовательские и проектные работы в области
литературы, предлагать собственные интерпретации литературного материала;
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе с
использованием ресурсов музея, библиотеки, исторических документов);
анализировать

художественное

произведение

в

сочетании

свойств,

воплощающих особенности литературной эпохи, объективные законы жанра
и субъективные черты авторской индивидуальности;
владеть элементами сравнительно-сопоставительного анализа, устанавливать
сходные и уникальные черты двух и нескольких произведений, творчества двух
и нескольких писателей;
анализировать

и

давать

оценку

одной

из

творческих

интерпретаций

литературного произведения (например, кинофильм или театральную постановку,
запись художественного чтения, серию иллюстраций к произведению).
Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы.
К концу обучения в 11 классе обучающийся научится:
понимать влияние литературы и литературной жизни на развитие национальной
культуры, осознавать литературу как важнейшее условие сохранения и развития
языка и национальных духовных ценностей;
демонстрировать

знание

основных

фактов

биографии,

произведений

и особенностей творчества ведущих адыгских писателей;
целостно воспринимать литературное произведение в единстве содержания
и формы, понимать взаимосвязь проблемно-тематического и художественного
уровней произведения;
понимать

особенности

образного

отражения

действительности,

общие

и отличительные черты литературы и других видов искусства (изобразительных
и

музыкальных

видов

искусства,

искусства

взаимосвязанное развитие разных видов искусства;

Программа-03

театра

и

кино),

осознавать

демонстрировать навыки анализа, интерпретации и оценки литературного
материала: обосновывать выбор художественного произведения и фрагментов
творчества писателя для анализа, рассматривать произведение с учётом его жанровородовой

специфики,

выявлять

взаимосвязь

идейно-тематических

и художественных компонентов произведения, определять главные содержательные
линии и стилевые особенности творчества писателя, объяснять авторский выбор
художественных

решений,

рассматривать

произведение

в контексте творчества писателя и литературной эпохи, выражать собственное
мнение о прочитанном, пользоваться в ходе анализа необходимым понятийным
и терминологическим аппаратом;
владеть
проектной

различными
и

элементами

исследовательской

и

формами

деятельности,

литературно-критической,
предлагать

собственные

интерпретации литературного материала;
понимать роль и место читателя в развитии литературы и литературного
процесса;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы
с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией,
этнопсихологией, историей религиозных взглядов);
пользоваться элементами художественной интерпретационной деятельности
(художественное чтение, театрализация, приемы визуализации).

Программа-03


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».