Аннотация каб.яз 10-11

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету
«Родной (кабардино-черкесский) язык». СОО
(10-11 классы)
Федеральная

рабочая

программа

по

учебному

предмету

«Родной

(кабардино-черкесский) язык» (предметная область «Родной язык и родная
литература») (далее соответственно - программа по родному (кабардиночеркесскому) языку. Родной (кабардино-черкесский) язык, кабардино-черкесский
язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (кабардино-черкесским)
языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по родному (кабардино-черкесскому) языку.
При разработке рабочей программы также использована основная
образовательная программа основного общего образования МКОУ СОШ
им.С.А.Карданова с.п.Терекское.
Учебные пособия по родному (кабардино-черкесскому ) языку
1. Кабардино-черкесский язык: учебник для 10-11 кл. общеобразоват.
учреждений / [В. Х. Унатлоков, А. Т. Шогенова]. – Нальчик: ГКУ «КБР-Медиа».
Издательство «Эльбрус», 2022. – 240 с.
2. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. I ч. Нальчик: Эльбрус,
2010. – 302 с.
3. Гяургиев Х. З., Дзасежев Х. Е. Кабардинский язык. II ч. Нальчик: Эльбрус,
2010. – 340 с.
Изучение

родного

(кабардино-черкесского)

языка

направлено

на достижение следующих целей:
совершенствование видов речевой деятельности, коммуникативных умений
и культуры речи на кабардино-черкесском языке;
обеспечение функциональной грамотности обучающихся в сфере родного
кабардино-черкесского языка;

расширение понятий о языке как знаковой развивающейся системе, о
стилях, изобразительно-выразительных возможностях и нормах кабардиночеркесского литературного языка;
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
национальной культуры и одному из государственных языков КабардиноБалкарской Республики.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (кабардиночеркесского) языка, - 136 часов: в 10 классе - 68 часов (2 часа в неделю), в 11
классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы по родному (кабардиночеркесскому) языку на уровне среднего общего образования.
В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических
и демократических ценностей;
готовность
ксенофобии,

противостоять

дискриминации

идеологии
по

экстремизма,

социальным,

национализма,

религиозным,

расовым,

национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;

2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды

искусства, традиции

и

творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;

готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих
работ по родному (кабардино-черкесскому) языку;
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения родного
(кабардино-черкесского) языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе
к деятельности филологов, журналистов, писателей, переводчиков;
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

умение

прогнозировать

неблагоприятные

экологические

последствия

предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по родному
(кабардино-черкесскому) языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы

по

родному

совершенствуется

(кабардино-черкесскому)

эмоциональный

языку

интеллект,

у

обучающихся

предполагающий

сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
саморегулирования,
ответственность

за

своё

включающего
поведение,

самоконтроль,
способность

умение

проявлять

принимать
гибкость

и

адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;

социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
8.3. В результате изучения родного (кабардино-черкесского) языка на уровне
среднего

общего

познавательные
универсальные

образования

у

универсальные
учебные

действия,

обучающегося
учебные

будут

действия,

регулятивные

сформированы

коммуникативные

универсальные

учебные

действия, совместная деятельность.
8.3.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных
в наблюдении;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

базовые

исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;

владеть разными видами деятельности по получению нового знания его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных проектов;
владеть

научной,

в

том

числе

лингвистической,

терминологией,

общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить

и

формулировать

собственные

задачи

в

образовательной

деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять

причинно-следственные

связи

и

актуализировать

задачу,

выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников

разных

типов,

самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и
её

целевой

аудитории,

выбирая

оптимальную

форму

представления

и

визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением

требований

эргономики,

техники

безопасности,

гигиены,

ресурсосбережения, правовых

и

этических

норм, норм информационной

безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
8.3.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, развёрнуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств.
8.3.5. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

умения

самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать

осознанный

выбор,

уметь

аргументировать

его,

брать

ответственность за результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень.
8.3.6. У

обучающегося

будут

сформированы

следующие

самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

умения

давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению.
8.3.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения принятия
себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибки;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
8.3.8. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и

координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды
в общий результат по разработанным критериям;
предлагать

новые

проекты,

оценивать

оригинальности, практической значимости;

идеи

с

позиции

новизны,

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
родному (кабардино-черкесского) языку;
проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского)
языка. К концу 10 класса обучающийся научится:
понимать роль родного языка как средства коммуникации, фактора
объединения людей в нацию, связь родного языка с общественным развитием,
культурой и историей народа, аргументировать эстетическую значимость,
необходимость сохранения и развития литературного кабардино-черкесского
языка;
распознавать

уровни

и

единицы

кабардино-черкесского

языка

в представленном тексте и видеть взаимосвязи между ними, определять основные
признаки предложенного устного и письменного текста;
характеризовать структурные разделы лингвистики как разделы науки о
языке;
узнавать

и

отличать

различные

формы

существования

кабардино-

черкесского языка, распознавать и конструировать краткие иллюстрации стилей
кабардино-черкесского литературного языка;
формулировать основные признаки норм и типов литературного кабардиночеркесского языка, сравнивать их с нормами литературного русского языка,
владеть нормами кабардино-черкесского литературного языка;
излагать основные сведения о диалектологии, комментировать понятия
диалекта и говора, читать, понимать и анализировать письменные и устные тексты
изучаемых диалектов и

говоров, переводить изученные диалектизмы и

просторечные слова на литературный язык;
характеризовать

национально-культурную

специфику

кабардино-

черкесского языка;
комментировать связь и особенности языка и речи, основные требования к
речи, приводить примеры, свободно владеть всеми видами речевой деятельности,

выявлять видовые различия при характеристиках речи, речевого общения, речевой
ситуации;
использовать широкий круг языковых и речевых средств в соответствии
с целями, содержанием, условиями, сферой и ситуацией речевого общения;
создавать свои устные и письменные высказывания, монологические тексты
с использованием разнообразной лексики: фразеологизмов, пословиц, поговорок,
крылатых выражений, участвовать в диалогах;
работать с предложенными текстами на кабардино-черкесском языке
(озаглавливание, составление плана, краткий пересказ, выделение и нахождение
информации), проводить анализ предложенного текста, определять его тему и
смыслы;
создавать

собственные

тексты

на

кабардино-черкесском

языке

по предложенной тематике, заданного типа, стиля и жанра, использовать знания о
формах кабардино-черкесского языка при создании текстов;
владеть приёмами информационной переработки текстов и представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, структурных схем, презентаций (в
том числе в электронной форме), осуществлять выборку из текстов по указанному
критерию;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, явную и
скрытую (подтекстовую) информацию в прослушанном или прочитанном тексте,
работать с научно-популярным текстом;
пользоваться основными нормативными словарями и справочниками
для

расширения

кабардино-черкесского

словарного

запаса

и

спектра

используемых языковых средств;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма, бытового,
делового и научного общения, правил ведения диалога, полилога, дискуссий;
оценивать свою и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам,
определять пути формирования и развития собственных коммуникативных
способностей;
использовать простейшие формы и методы лингвистического исследования;

сравнивать этико-речевые нормы кабардино-черкесского литературного
языка с аналогичными нормами русского языка;
представлениям об этапах развития кабардино-черкесского литературного
языка, об историческом развитии кабардино-черкесского языка как одного из
кавказских языков, о группах кавказских языков;
приводить

примеры

и

толкование

кабардинских

этнографизмов

и окказионализмов;
объяснять

систему

согласных

звуков:

звонкие,

глухие,

сонорные,

абруптивные, лабиализованные, использовать на практике правило о чередовании
глухих и звонких согласных в корне слова;
объяснять

случаи

несоответствия

гармонии

гласных

и

согласных,

анализировать звуко-буквенный состав слов;
приводить примеры отражения в современном кабардино-черкесском языке
культур других народов, взаимообогащения языков как результата диалога
культур.
Предметные результаты изучения родного (кабардино-черкесского) языка. К
концу 11 класса обучающийся научится:
определять функциональные стили предложенных текстов;
устанавливать сходство стилей, жанров и видов кабардинской и русской
речи;
трансформировать текст одного стиля в текст другого стиля;
проводить

стилистический

анализ

различных

текстов

(научных,

публицистических, официально-деловых, художественных, разговорных);
составлять словообразовательную цепочку;
выявлять стилистические ошибки и особенности в тексте, проводить
стилистическую правку текстов;
распознавать и употреблять в речи фразеологизмы, крылатые выражения,
многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, предложения с прямым и
обратным порядком слов;

создавать собственные тексты различных функциональных стилей и жанров
с использованием знаний о формах и стилях кабардино-черкесского языка,
широкого круга языковых и речевых средств в соответствии с целями,
содержанием, условиями, сферой и ситуацией речевого общения;
использовать нормативные словари и справочники (синонимов, антонимов,
фразеологизмов и других);
оценивать свою и чужую речь с учётом нормативного, коммуникативного и
этического аспектов культуры речи;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
литературного кабардино-черкесского языка;
основам ораторского искусства;
писать реферат по нескольким научным источникам;
основам проведения лингвистического эксперимента;
продуктивно использовать синонимические ресурсы кабардино-черкесского
языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
выявлять в собственной речи и речи окружающих факты языковой
интерференции, давать им оценку;
адекватно переводить тексты с кабардино-черкесского языка на русский
язык и с русского языка на кабардино-черкесский язык с соблюдением стиля;
распознавать и использовать одноличные и многоличные глаголы, категории
лица и числа;
определять состав слова, находить морфемы: корень слова, аффиксы, основа
слова (производная, непроизводная);
различать

разновидности

аффиксов:

словообразовательные

словоизменительные, проводить морфемный разбор слова;

и

проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей
речи,

характеризовать

общие

грамматические

значения,

морфологические

признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксические функции;
производить

структурно-смысловой

анализ

предложений,

различать

изученные виды простых предложений;
правильно строить предложения с обособленными членами, придаточными
частями;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации,
соблюдать в речевом общении основные произносительные, лексические,
грамматические нормы современного кабардино-черкесского языка;
различать и использовать в речи основные виды тропов;
пользоваться нормативными словарями и справочниками по кабардиночеркесскому языку для расширения активного словарного запаса и спектра
используемых языковых средств;
элементарным методам разработки собственного проекта сохранения
и развития кабардино-черкесского языка на основе республиканских программноцелевых документов этой сферы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».