Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся.pdf

- проводить диагностику и
контроль
динамики личностного и
интеллектуального развития обучающихся;
- способствовать эффективному сотрудничеству педагогов-психологов с
педагогами образовательных учреждений по вопросам обеспечения
достижения каждым обучающимся максимально возможных для него
личностных и метапредметных образовательных результатов;
- оказывать содействие в построении индивидуальной траектории образования
обучающихся;
- оказывать содействие в создании условий для самостоятельного осознанного
выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и
содействие в построении личных профессиональных планов;
- оказывать содействие позитивной социализации обучающихся;
- проводить мероприятия по профилактике и коррекции отклоняющегося
(агрессивного, аддиктивного, асоциального, виктимного, суицидального и т.п.)
и противоправного поведения обучающихся с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей;
- осуществлять профилактику насилия и защиты детей от информации,
наносящей вредных психическому здоровью и нравственному развитию;
- оказывать содействие развитию межкультурной компетенции и
толерантности;
- осуществлять
профилактику ксенофобии,
экстремизма,
межэтнических конфликтов;
- оказывать содействие в формировании культуры здоровья и здорового образа
жизни обучающихся, в воспитании осознанного устойчивого отрицательного
отношения к употреблению алкоголя, психоактивных и наркотических
веществ, табакокурению, и другим вредным привычкам;
- осуществлять психолого-педагогическое сопровождение одаренных
детей;
- осуществлять
психолого-педагогическое
сопровождение
процессов
коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и
социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе в условиях инклюзивного обучения;
- проводить психологическое просвещение и консультирование родителей
(законных представителей), обучающихся обучающегося, педагогов по
проблемам обучения, воспитания, поведения, развития.
1.1. Служба сопровождения создаётся и ликвидируется приказом директора
школы.
Служба сопровождения может являться структурным подразделением
образовательного учреждения, которая создается в его рамках и
предназначена для осуществления процесса психолого-педагогического и
социального сопровождения обучающихся данного учреждения, либо
психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается профильными
специалистами образовательного учреждения.

В службу входят специалисты разного профиля: педагог-психолог,
социальный
педагог,
учитель-логопед,
учитель-дефектолог.
При
необходимости к деятельности Службы могут привлекаться родители
(законные представители) обучающихся, тьютор, воспитатели ГПД и другие
участники образовательного процесса.
Специалисты службы сопровождения осуществляют совместную
деятельность по сопровождению в соответствии с должностными
инструкциями, где определены их функции.
1.2. Руководство Службой сопровождения осуществляет заместитель
директора по воспитательной работе, назначаемый приказом директора
школы.
Все специалисты, входящие в состав Службы сопровождения также
назначаются приказом директора школы.
1.3. В своей деятельности Служба руководствуется международными
актами в области защиты прав детей:
Конвенцией ООН о правах ребенка,
Декларацией ООН о правах инвалидов,
Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования,
Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и
развития детей;
Федеральными Законами РФ «Об образовании в Российской
Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», указами и распоряжениями Президента РФ,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
приказами и инструкциями Министерства образования и науки РФ,
Законами и постановлениями органов субъекта РФ,
Постановлением Главного Государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10 июля 2015 года №26 Об утверждении СанПиН
2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Зарегистрировано
Минюстом РФ 14 августа 2015г. Регистрационный № 38528;
Концепцией развития психологической службы в системе образования
в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром
образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медикопедагогической комиссии»;
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)»;

-

Настоящим Положением,
Уставом образовательного учреждения.

1.4. Основными принципами работы Службы являются:
приоритет интересов ребенка;
непрерывный и комплексный подход в организации сопровождения;
рекомендательный характер оказания помощи и услуг; - работа по
методу междисциплинарной команды.
1.5. Под сопровождением понимается система профессиональной
деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и
иных специалистов, направленная на создание социально-психологических
условий для успешного развития обучающихся.
1.6. Под обучающимися для целей настоящего Положения понимаются
лица в возрасте до 18 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях,
испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, своем развитии и социальной адаптации, с ограниченными
возможностями
здоровья
и
дети-инвалиды,
с
повышенными
познавательными потребностями, одаренные дети.
2. Цели и задачи Службы сопровождения
2.1. Цель деятельности Службы сопровождения в образовательном
учреждении заключается в организации психолого-педагогического и
социального сопровождения образовательного процесса путем реализации
комплекса
превентивных,
просветительских,
диагностических
и
коррекционных
(развивающих
или
коррекционно-развивающих)
мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития,
обучения и социализации личности.
2.2. Задачи Службы сопровождения:
защита прав и интересов личности детей, обучающихся,
воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и
физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении
психолого-педагогических и социальных проблем;
своевременное выявление конфликтных ситуаций в школе;
изучение межличностных отношений обучающихся;
снижение рисков дезадаптации и негативной социализации детей и
подростков;
квалифицированная комплексная диагностика возможностей и
особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления
детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения
возникновения проблем обучения и развития;

содействие обучающемуся в решении актуальных задач развития,
обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в
обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
содействие выбору образовательного и профессионального маршрута;
участие специалистов Службы сопровождения в разработке
образовательных программ, соответствующих возможностям и способностям
учащихся;
развитие психолого-педагогической и социальной компетентности всех
участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей
(законных представителей);
содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между
всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса, содействие
педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического
климата образовательного учреждения; - консультативно-просветительская и
профилактическая работа среди обучающихся, педагогов, родителей
(законных представителей);
деятельность, указанная в п.1.2 настоящего Положения.
3. Организация деятельности Службы сопровождения
3.1. Состав специалистов Службы сопровождения определяется целями и
задачами образовательного учреждения. Специалисты Службы организуют
свою деятельность в соответствии с принципами, перечисленными в п. 1.6.
данного Положения.
3.2. В состав Службы сопровождения входят:
заместитель директора школы, курирующий данное направление
(ЗДУВР);
педагог-психолог;
социальный педагог;
учитель-логопед; - учитель-дефектолог;
тьютор.
Специалисты, входящие в состав Службы сопровождения, выполняют
работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный
план работы на учебный год в соответствии с запросом образовательного
учреждения.
3.3. Сопровождение
обучающихся
и
предоставление
психологопедагогической помощи обучающимся предоставляется на
основании заявления (согласия) в письменной форме одного из родителей
(законных представителей).
Обучающиеся в возрасте старше 14 лет могут самостоятельно обращаться за
психолого-педагогической помощью.

3.4. Обучающиеся и их родители (законные представители) могут
самостоятельно определять уровень службы психолого-педагогической
помощи:
специалистами Центра диагностики и консультирования;
специалистами
центральной
психолого-медико-педагогической
комиссии (ЦПМПК);
специалистами территориальных психолого-медико-педагогических
комиссий (ТПМПК).
3.5. Основными направлениями деятельности руководителя Службы
сопровождения являются:
Организация перспективного и текущего планирования деятельности
Службы;
Обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов к
содержанию и результатам комплексного сопровождения участников
образовательного процесса;
Руководитель Службы сопровождения выполняет следующие функции:
Координирует работу специалистов Службы по выполнению годового,
текущего плана деятельности, коррекционно-развивающих программ;
организует и совершенствует методическое обеспечение процесса
сопровождения;
Снабжает специалистов Службы необходимой информацией по
вопросам нормативно- правового обеспечения, повышения компетентности;
Организует работу по созданию и обеспечению условий для оказания
комплексной помощи участникам образовательного процесса;
Осуществляет контроль за качеством и эффективностью оказываемой
участникам образовательного процесса психолого-педагогической и медикосоциальной помощи;
Проводит проблемный анализ процесса сопровождения и результатов
деятельности специалистов Службы;
Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий процесса;
В конце каждого полугодия представляет отчет о работе Службы
сопровождения
3.6.
Секретарь Службы сопровождения назначается руководителем службы
сопровождения из числа специалистов службы сопровождения. Секретарь
Службы сопровождения:
оформляет протоколы заседаний;
согласовывает дату и время проведения заседания специалистов
Службы сопровождения;
назначает даты вторичных и последующих заседаний, ориентируясь на
перспективное планирование работы Службы.
3.7. Специалисты
службы
сопровождения
(педагог-психолог,
учительлогопед, учительдефектолог, социальный педагог):

проводят обследование обучающихся по своему профилю;
информируют других специалистов Службы сопровождения о
результатах проведённого обследования;
участвуют в разработке коррекционно-развивающих программ; реализуют свою часть коррекционно-развивающих программ;
участвуют в заседаниях, предоставляют результаты обследований
обучающихся для ПМПК (школьного консилиума);
информируют педагогов и родителей (законных представителей)
обучающихся об индивидуальных особенностях ребёнка, соблюдая
этический кодекс;
несут персональную ответственность за адекватность используемых
диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых
рекомендаций.
3.8. Решение об объёме и характере сопровождения ребёнка и его семьи
принимается совместно всеми специалистами Службы сопровождения на
заседании службы.
3.9. Динамика работы по сопровождению обучающихся построена
циклично.
Сопровождение
обучающихся
специалистами
Службы
сопровождения начинается с постановки проблемы:
3.9.1. Выявление актуальных проблем обучающегося (диагностика).
3.9.2. Комплексная разработка путей поддержки и коррекции (разработка
индивидуального маршрута сопровождения).
3.9.3. Реализация индивидуального маршрута сопровождения.
3.9.4. Оценка эффективности работы (диагностика). Плановая диагностика
(мониторинг) специалистами Службы проводится два раза в год (сентябрьоктябрь, апрель-май).
Вновь поступившие обучающиеся диагностируются в течение года по
мере поступления в образовательное учреждение. Внеплановая диагностика
проводится специалистами по запросу родителей (законных представителей),
педагогов и др.
Результаты диагностических обследований вносятся специалистами
Службы сопровождения в карту развития обучающегося. На основании
диагностических
данных
специалистами
Службы
сопровождения
составляется график коррекционно-развивающей работы, составляется
список обучающихся, входящих в «группу риска», в группу особого
наблюдения. Обучающиеся, внесённые в список «группы риска», группы
особого наблюдения, получают индивидуальную или групповую
коррекционно-развивающую помощь специалистов по тому направлению
сопровождения, по которому им рекомендованы занятия с определённым
специалистом.
Коррекционно-развивающая работа проводится специалистами Службы
сопровождения в соответствии с графиком работы, расписанием
индивидуальной и групповой работы, утверждённым руководителем Службы
сопровождения.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с учащимися по мере
выявления педагогом, психологом, дефектологом индивидуальных проблем в
их развитии и обучении.
Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (их
место при установлении режима работы образовательного учреждения)
определяется образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии
с существующими нормативными документами и локальными актами
образовательного учреждения.
Структура, содержание и направления работы специалистов Службы
сопровождения соответствуют должностным инструкциям специалистов
образовательного учреждения.
3.11. Образовательное учреждение создает необходимые материальнотехнические
условия
для
деятельности
специалистов
Службы
сопровождения: логопедов, психологов (включая кабинет) и др.
3.12. Специализированная помощь участникам образовательного
процесса, а также содействие в профессиональной деятельности
специалистов Службы сопровождения в образовательном учреждении
оказывается
учреждениями,
предназначенными
для
углубленной
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении,
развитии и воспитании.
3.13. Служба сопровождения работает в тесном контакте с
учреждениями и организациями образования, здравоохранения, социальной
защиты семьи и детства, органами опеки и попечительства, органами
внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями,
оказывающими помощь образовательным учреждениям в воспитании и
развитии обучающихся (воспитанников).
4. Основные направления деятельности Службы.
К основным направлениям деятельности Службы относятся:
4.1. Психолого-педагогическая диагностика - проведение исследований в
целях определения индивидуальных особенностей и склонностей личности,
ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в
профессиональном самоопределении, а также выявление причин трудностей
в обучении, развитии, социальной адаптации; выявление реальной и
потенциальной групп риска обучающихся.
4.2. Психокоррекционная
работа
–
совместная
деятельность
педагогапсихолога, социального педагога, учителя-логопеда по разработке
коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания; планирование
и проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей
работы. В необходимых случаях приглашаются медицинские специалисты
(детский психотерапевт, психиатр, невролог).
4.3. Психолого-педагогическое
и
медико-социальное
просвещение
участников образовательного процесса с целью создания условий для

полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся,
воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного
предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитии
интеллекта обучающихся.
4.4. Психологическое и социально-педагогическое консультирование
участников
образовательного
процесса
по
различным
психологопедагогическим и социально-медицинским проблемам, вопросам
самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь учащимся и
родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной
ситуации; консультирование других работников образовательного
учреждения, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов,
учреждений социальной защиты, здравоохранения, Комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав и др. учреждений системы
профилактики по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
4.5. Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с
целью изучения их воспитательного потенциала и организации
взаимодействия.
4.6. Педагогическая и психологическая профилактика возможных
неблагополучий в детско-подростковой среде в условиях образовательного
процесса; предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, фактов
асоциального поведения; разработка рекомендаций педагогам и родителям
по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
пропаганда здорового образа жизни.
4.7. Организационно-методическая деятельность:
анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка
рекомендаций по его совершенствованию,
участие в методических объединениях, семинарах-практикумах,
конференциях по проблемам воспитания и социализации,
участие в разработке и реализации программ оздоровления
воспитанников с учетом состояния их здоровья;
организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по
овладению инновационными методиками;
формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной
науки и практики по психолого-педагогическому и медикосоциальному
сопровождению.
4.8. Выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите,
опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов
несовершеннолетних, в т.ч. приоритетного права ребенка на жизнь и
воспитание в семье.
4.9. Особенности предоставления психолого-педагогической и социальной
помощи:
логопункты (коррекция нарушений речи у детей школьного возраста с
целью
обеспечения
индивидуально
ориентированной
психологопедагогической помощи обучающимся с нарушениями речи с учетом

особенностей их психофизического развития и индивидуальных
возможностей).
мигранты (полноценное включение учащихся мигрантов в
социокультурную
среду образовательного
учреждения;
адаптация
социокультурной среды образовательного учреждения к мигрантам; создание
условий для позитивного межкультурного общения в образовательном
учреждении; содействие проявлению позитивного влияния учащихся
мигрантов на развитие образовательного учреждения).
одарённые (создание психологических условий для реализации
одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве школы).
опекаемые (оказание стабильной психолого-педагогической помощи,
формирующее у замещающих родителей чувства нужности; профилактика
социального одиночества; отслеживание динамики и развития психического
состояния ребенка, и функционирования семьи в целом).
5. Ответственность специалистов Службы сопровождения.
5.1. В установленном законодательством РФ порядке специалисты Службы
сопровождения несут ответственность за:
неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка учреждения,
законных распоряжений руководителя Службы сопровождения и иных
локальных нормативных актов, должностных обязанностей;
жизнь и здоровье детей во время занятий;
необоснованное
вынесение
заключения
по
обследованию
обучающегося в рамках своей компетенции, повлёкшее за собой ухудшение
физического или психического здоровья последнего;
соблюдение прав и свобод личности обучающихся;
конфиденциальность полученных при обследовании материалов; ведение документации и ее сохранность.
5.2. За применение, в том числе и однократное, методов воспитания,
связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью
ребенка, специалист службы сопровождения может быть освобожден от
занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
6. Участники психолого-педагогической службы имеют право:
самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и
взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об
очерёдности проведения различных видов работ, выделяя приоритетные
направления;
на создание администрацией образовательного учреждения условий,
необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;

знакомиться со всей имеющейся документацией, необходимой
для профессиональной деятельности;
обращаться с запросами в соответствующие учреждения, инстанции
для получения необходимой информации по вопросам состояния здоровья
детей, а также по вопросам их социального положения и прочих;
обращаться, в случае необходимости через Руководство, с
ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с
оказанием помощи воспитанникам.
7. Родители (законные представители) обучающихся при
получении психолого-педагогической помощи имеют право:
на уважительное и гуманное отношение;
на отказ на любой стадии от оказания психолого-педагогической
помощи;
на получение информации о возможности оказания психологопедагогической помощи, за исключением случаев оказания помощи
анонимно;
на иные права, предусмотренные законодательно.
8. Документация Службы сопровождения
8.1 Документы Службы сопровождения:
Приказ об утверждении настоящего положения и состава специалистов
Службы сопровождения образовательного процесса на учебный год,
утверждённого руководителем образовательного учреждения;
Годовой план работы Службы сопровождения образовательного
процесса;
Список обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом и
социальном сопровождении;
Служебная документация специалистов;
Журнал учёта обращений;
Протоколы заседаний;
Индивидуальные карты развития обучающихся;
Годовой отчёт Службы сопровождения.
8.2. У руководителя Службы сопровождения хранятся следующие
документы:
8.2.1. Годовые планы, графики работы, утверждённые директором школы;
8.2.2. Результаты обследований, графики, программы, отчёты;
8.2.3. Журналы учёта консультаций;
8.2.4. Должностные инструкции.
8.3. Все документы Службы
сопровождения хранятся в
образовательном учреждении в течение 5 лет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».